В те замечательные времена, когда картины можно было посмотреть в не в альбомах, книгах или интернете, а сходить и полюбоваться ими в музее... Хорошо, это было всего лишь меньше двух лет назад...
Словом, в рамках нашей культурной программы, решили мы с мужем посетить "ИРРИ" - Институт русского реалистического искусства, что на Павелецкой. Коллекция картин, конечно, впечатлила - яркая, неоднозначная, заставляющая задуматься, а то и основательно поломать голову. Словом, - музей впечатлил, обязательно сходим еще раз.
Но вот в одном из залов я увидела ее. Картину Е.Н. Зайцева "Рождественская ёлка" (1996).
Очень интересная картина. Буквально с первого взгляда на нее охватывает грусть. Вот пожилая женщина, бабушка, которая только-только начинает наряжать ёлку. Она явно живет одна, иначе художник показал бы нам ее помощников - мужа, детей, внуков. А раз наряжать приходится ей самой, значит, больше некому.
А семья-то большая - говорит нам автор, и всегда была большой - вы только посмотрите на стену, буквально увешанную фотографиями, причем - обратите внимание! - как старыми фото, возможно, даже дореволюционными, так и современными - возможно это фото уже детей или внуков бабушки:
У бабушки все в прошлом... Они тихо грустит и вспоминает свою жизнь, перебирая старые елочные игрушки - именно так я подумала вначале, а потом задумалась.
Бабушка вовсе не выглядит потерянной или несчастной: на ней хоть и простеньких халат, а новых, не заношенный, чистый, аккуратный. А как причесаны ее волосы? Не повязанный наспех платок, а именно прическа - бабуля-то следит за собой! Стоп, а что у нее на ногах? Смотрите - какие замечательные нарядные тапочки с кокетливыми розовыми бантиками! Вот это бабуля! Ай да молодец!
А еще я заметила, как тщательно она неторопливо и размеренно она занимается своим делом: на столе загодя приготовлена коробка с нитками - на случай, если у игрушки оборвалась нитка и нужно привязать новую. Игрушки, судя по всему, сначала извлекаются из коробки на полу, тщательно и дотошно осматриваются, и только потом складываются на диван: к службе годен!
Нет, бабушка, на мой взгляд, вовсе не несчастная. Она знает, что к ней придут гости и готовится к их встрече. И ёлочку (живую, кстати! - заметили? Это же надо купить, принести и укрепить в горшке с песком!) наряжает не потому что ностальгирует о прошлом. Она предвкушает. Она растягивает удовольствие, обдумывая, куда какой шарик повесить, как приладить мишуру и "дождик", чтобы вышло красиво.
Нет, родные не забыли о ней. Очень вероятно, что этот самый халатик или тапочки ей подарил кто-то из детей, возможно, бабушка приберегла обновки в празднику - они действительно выглядят прекрасно.
А еще... А еще у бабушки есть внуки. И они приходят к ней довольно часто. Я поняла это совсем недавно - всего по одной детали. Догадываетесь, по какой?
Игрушка. Собака на колесиках.Это не мягкая игрушка, которую сажают на диван для "милоты" или "уюта", это не та игрушка, которую хранят "на память", это не коллекционная кукла, наконец - нет, это прикладная и функциональная вещь. Красоты и эстетики в ней особой нет, зато с каким восторгом малыши катали таких собак по дороге!
Да, этой собакой художник нам как раз и намекает - есть у бабушки внуки, и они так часто приходят к ней в гости, что даже убирать игрушку смысла нет - она нужна постоянно.
Подводя итог, скажу, что я для себя решила загадку картины именно так - позитивно. Хоть и живет бабушка одна, но ее не бросили, не забыли. И она любит своих родных, и наряжает свою рождественскую ёлочку именно для них.