В терапию люди приходят, вроде бы многое понимая, осознавая, но при этом они бессильны изменить своё поведение, жить лучше, чем есть сейчас.
Отчасти это происходит, потому что человек застрял в чем-то, его картинка застыла, нет опыта проживания злости и других чувств, отпускания историй, людей.
Человек в небольшой степени является автором своей жизни, а в большей части он заложник обстоятельств и чувств, в которые когда-то попал. В первое время он может лишь жаловаться и сетовать на то, что с ним случилось, бессильно злиться на тех, кто причинил ему такую боль. А дальше многое зависит от того, продолжит ли он свою работу, либо уйдёт искать поддержку своей картины мира, где он беспомощен.
Вся наша работа направлена на то, чтобы клиент осознал, что с ним происходит, где он находится, на обучение замечанию и проживанию чувств, на поддержку его способности выбирать и сталкиваться с последствиями своих решений.
У людей возрастает степень авторства их жизни, ощущение, что многое они создают и выбирают сами.
Я испытываю огромное удовольствие, проводя завершающие сессии в уходящем году с клиентами. Кто-то подводит итоги, кто-то просто начал жить лучше и говорит об этом.
Есть хорошее ощущение от нашей работы, и сожаление про тех, кто по каким-то причинам ушёл, не смог продолжить свою терапию, хотя нуждался в ней не меньше.
Систематическая работа - великая вещь все-таки, и даже в самых трудных случаях упорство помогло пройти там, где временами казалось, что ничего хорошего не будет.
Кто-то начал новые отношения на совершенно новом для себя уровне - изменилось качество контакта с избранниками. Это тёплые доверительные отношения, где можно многое обсуждать и есть принятие, тепло. Каждому нужно что-то своё, и радостно, что люди, не веря, что такое возможно, а кто-то после множества проб и ошибок, которые мы вместе проживали, нашли тех людей, с кем хорошо, и все они встречают этот Новый год вместе.
Те, кто уже обретает большее авторство своей жизни, свои границы, добираются того, чтобы встречать Новый год так, как им нравится, а не выполняя требование своих родителей.
Даже взрослые люди бурно проживают сепарацию с родительскими семьями, ведь только тогда они получают возможность завести зрелые любовные отношения, а не перейти «из рук в руки». Не всех готовы отпустить жить своей жизнью, старшее поколение может биться насмерть за контроль над своими отпрысками.
У кого-то, несмотря на измены и мысли о разводе, улучшились отношения с партнёрами. Те стали отзывчивее и внимательнее, кому было мало секса, стало его достаточно, а кто-то, наоборот, начал отстаивать своё право не заниматься сексом, когда его не хочется, и партнёр с этим наконец согласился.
Некоторые из тех, кто не развелись, начали ценить свои семьи и партнёров вместе с их преданностью и заботой, и это не красивый фасад, а произошли глубинные изменения в отношениях в паре. Яркие эмоции ушли, а крепкие эмоциональные связи остались, и кому-то сейчас это оказалось достаточно ценно, чтобы оставаться в семье, хоть и грустно про потерю страстей на стороне.
Этот год стал для всех нас вызовом, когда надежные отношения стали ценностью, ведь вместе мы выживем, победим пандемию, холод, голод и переживём войны, если они будут. Мы социальные существа и способны выжить в кооперации, преумножая наши ресурсы.
Кому-то из моих клиентов нужно еще много времени и ресурсов, чтобы выйти из зависимых отношений, кто-то лишь в начале своего пути с его откатами и долгим битьем крылышками о стекло. Путь к эмоциональному дну и бессилию изменить другого человека может быть долгим. Знаю об этом из своего личного опыта. Лишь потом возможны перемены.
В терапии 2-5 лет нужны для эмоционального созревания, ведь чтобы выйти из зависимых отношений и не вляпаться в новые, нужно стать другим человеком, более зрелым, у которого есть самосострадание, любящая доброта к себе.
С некоторыми клиентами мы вместе проживали их утраты самых близких людей, надежд на желаемое будущее, чего-то очень нужного и важного. Люди учились жить сначала с адской болью, потом находить себя в этом, отпускать и строить новый образ будущего уже без ...
Непростые истории, совсем свежие и давние вытесненные, где люди обнаруживали свои ценности в утраченном, присваивали их и переносили в поиск в реальной жизни, в других отношениях.
Какие-то клиенты строили карьеру в этом году, росли как руководители, обнаруживали смелость менять работу, строить отношения в новом коллективе и в целом жить лучше. Кто-то потерял работу, нашёл сразу или не сразу.
Четыре клиента в этом году пошли обучаться психологии.
Мои супервизанты развивали практику, несмотря на ковидные трудности до желаемого и выше желаемого уровня, мы вместе проживали эти кризисы увеличения числа клиентов в их практике, осмысливали их меняющуюся идентичность зрелых терапевтов.
Пришли новые молодые супервизанты, начинающие терапевты, с которыми не менее интересно, потому что они чувствительны и бережны к своим клиентам. Это другой уровень, и мне кажется, что он выше, чем у моего поколения терапевтов в этом терапевтическом возрасте.
Я спрашивала у своих клиентов, которые, в моем понимании, продвинулись быстрее средних сроков, что им помогло? И все отвечали мне, что очень сильно хотели этих перемен, что не могли уже жить по-другому.
Мне кажется, это отличный ответ на многие вопросы о терапии. Таким клиентам достаточно лишь немного помогать вопросами.
Я всегда прошу своих клиентов говорить о себе в первом лице: «я», как рекомендовал Ф.Перлз, создатель гештальт терапии.
Это приучает к авторству своей жизни.
Например, после расставания клиентка перестала чувствовать себя сексуальной женщиной, ей казалось, что все осталось в тех отношениях. Однако, признав, что она сама подавляет свою сексуальность, чтобы побыть с собой какое-то время, она вернула себе авторство своей жизни - она хозяйка своей энергии.
Конечно, это не всегда так работает: мы сталкиваемся с волей других людей, со случайностями, и все же, важно, как мы относимся к этим событиям. Всегда есть что-то, на что мы можем влиять, в этом вопросе важно признавать и свои ограничения, и авторство своей жизни.
Этому я учусь вместе со своими клиентами.