Найти тему

Наташа Ростова – за что мы ее не любим?

Оглавление

В школьных учебниках эта героиня предстает практически идеалом женственности. И в то же время, мало найдется героинь в русской литературе, вызывающих такое же неприятие. Например, моя мама – она просто не выносит Наташу с ее любовными драмами и вскриками «это прелесть, что такое!». И она не одинока.

Недавно решилась я перечитать роман «Войну и мир». А чем на пенсии еще заниматься? Времени свободного появилось не в пример больше, чем раньше, о душе, опять же, задумалась. Вот и решила тряхнуть стариной. И перечитала. Со всеми батальными сценами и размышлениями о сути исторического процесса.

Отлично понимаю, что никого своими заявлениями не удивлю, однако, все же рискую сообщить о своем впечатлении: Толстой гений, хоть и редкостный зануда.

Его батальные сцены великолепны. Удивляюсь, как я раньше этого не замечала? Ад, творившийся на батарее Тушина, так точно мог передать только большой мастер и бывший артиллерист, к тому же. Последние дни Москвы перед тем, как ее заняли французы – невероятно величественно и мощно. Разведка Долохова и Пети Ростова в стан французов – просто приключенческий роман в духе книг о стрелке Шарпе.

из иллюстраций к роману  Николаева. (картинка из открытых источников)
из иллюстраций к роману Николаева. (картинка из открытых источников)

Словом, если бы не периодические умствования на тему: молодец был Кутузов, что только спал на военных советах и совсем не руководил военными действиями (это мое замечание, замечу для литературоведов-пуристов, просто шутка), так вот, если бы не умствования, то вся «военная» часть романа понравилась бы мне намного больше, чем «мирная».

Хотя раньше, что вполне неудивительно, намного больше нравилась мне как раз «мирная» часть. Ну, еще бы. Романы, охи-ахи…

Так вот, Наташа Ростова.

Почему же она так цепляет, почему заставляет говорить о себе, почему многие ее не так не любят несмотря на то, что она вполне положительный персонаж?

А просто потому, что она не персонаж. А совершенно живая.

Не «как живая». А просто вполне живая.

Вот у меня есть лучшая подруга, которую я знаю со студенческих лет, с которой сказано, выплакано, пройдено, перечувствовано и, между нами говоря, выпито, столько, что на пару еще жизней хватит. Так вот, я ее иной раз просто прибила бы на месте, и рука бы не дрогнула – за те фортеля, что она выкидывает. К Наташе у большинства известных мне ее ненавистниц именно такое отношение. Ее нельзя анализировать как «положительный женский персонаж в галерее художественных образов романа Л. Н. Толстого». Она обычная деушка, а затем и тетка, такая же обычная, как соседка, родственница, случайная попутчица в поезде. Только обычные люди могут вызвать такое стойкое желание прибить или хотя бы обругать на чем свет стоит.

иллюстрация Башилова (картинка из открытых источников)
иллюстрация Башилова (картинка из открытых источников)

Многие возмущаются финалом романа: дескать, Наташа из стройной газели превратилась в истеричную дуру. Но и в этом гений Толстого. Он ухитрился описать не литературный, книжный, а совершенно обычный путь становления женщины. Мало мы знаем крикливых и не слишком умных теток, в которых только любящие мужья способны увидеть пленившую их когда-то юную девушку? Да сколько хочешь.

Такой вот «хеппи энд» устроил Толстой своим героям. Он, конечно же «хеппи». Но не в том духе, как в американских мелодрамах, когда герои, рука об руку поднимаются на какой-нибудь цветущий холм, а затем со счастливыми лицами поворачиваются к камере. Впереди их ждет небесный рай, это совершенно очевидно.

Счастливый конец у Толстого – это просто жизнь. Дети, семья. Хлопоты по хозяйству. Пройдя через ужасы войны, говорит Толстой, эти люди заслужили право просто жить обычной жизнью. А рай небесный, он то ли будет, то ли нет.

из иллюстраций Шмаринова (картинка из открытых источников)
из иллюстраций Шмаринова (картинка из открытых источников)

И еще. Сначала (для тех, кто вдруг забыл) Толстой намеревался писать о декабристах. И Пьер в финале у него становится участником тайного общества. А Наташа – вот эта крикливая, ревнивая, не очень умная тетка, она совершенно очевидно, когда придет час, соберется и поедет за мужем в Сибирь. Без речей и умствований. Ругаясь на прислугу и на мужа. Ни черта не понимая, за что, собственно, его укатали так далеко, какие он там идеи продвигал. Понимать она будет только одно – она должна быть рядом с ним.

Это легко просчитать, поскольку Наташа, повторюсь, совершенна живая и от этого кажется, что знаешь ее сто лет.

Это, кстати, ко всем персонажам романа относится, только с Наташей Толстой носится больше, чем с другими.

Прекрасно осознаю, что все, написанное мной глубоко неоригинально и ни разу не ново. Я просто высказываю свои мысли о книге в надежде на обмен мнениями.

Ставьте палец вверх, если вам понравилось. Вам несложно, а мне приятно!

Буду очень благодарна за все замечания, особенно критические.