Найти в Дзене
Консенсус

«Караул устал». Как Россия лишилась парламента на 70 лет

103 года назад в Петрограде было прервано первое и, как оказалось, последнее заседание Учредительного собрания – демократически избранного органа власти, который должен был определить путь России после свержения самодержавия и двух революций.

Идея созыва Учредительного собрания была локомотивом российской политики после Февральской революции. Но в течение весны-лета 1917 года проведение выборов откладывалось, Временное Правительство медлило с решением этого вопроса. Октябрьская революция, несмотря на изначальные лозунги о классовой борьбе, также проходила под лозунгом проведения выборов Учредительного собрания.

Большевики действительно решили провести выборы в короткие сроки. Они были назначены на 12 ноября, поэтому времени на подготовку было совершенно мало. Результаты выборов оказались разочаровывающими для большевиков — они заняли второе место, получив 175 мандатов. Первое место заняла партия эсеров, что было ожидаемо – это была самая крупная социалистическая партия по состоянию на 1917 год, в которой состояло более миллиона человек. Правые эсеры и эсеры центра получили 370 мандатов, левые эсеры – еще 40. Провалились на выборах умеренные социал-демократы, меньшевики, получив всего 15 мандатов. В целом, была очевидна левая направленность состава Учредительного собрания, поскольку практически целиком оно состояло из представителей социалистических партий.

Партийный состав Учредительного собрания
Партийный состав Учредительного собрания

Состав Учредительного собрания был впечатляющим по именам – наиболее видные большевики, включая Ленина, Троцкого и Сталина, белые казачьи атаманы Дутов и Каледин, украинский националист Петлюра, бывший глава Временного Правительства Керенский, лидер партии социалистов-революционеров Чернов. Последний же стал председателем Учредительного собрания.

Еще до начала первого заседания в большевистской среде было мнение, что Учредительное собрание – идея вредная, которая не должна осуществиться. В частности, Ленин считал созыв «либеральной затеей». Их оппоненты, эсеры, также предчувствовали, что Учредительное собрание не просуществует долго. За два дня до первого заседания они обсуждали вооруженное выступление с участием верных им полков и рабочих. Однако, от этой идеи они отказались, что повлекло за собой печально известные события, произошедшие 5-6 января 1918 года.

Заседание Учредительного собрания открылось 5 января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде. На нём присутствовало всего 410 депутатов: присутствовали только делегаты от победивших левых партий. В ходе дискуссий зал покинула сначала фракция большевиков, а затем и левых эсеров. Оставшиеся правые эсеры и эсеры центра приняли три резолюции: закон о земле, провозглашавший землю общенародной собственностью; обращение к странам-участницам Первой Мировой войны с целью немедленных переговоров о мире, а также постановление о провозглашении Российской демократической федеративной республики.

Заседание Учредительного собрания в Таврическом дворце
Заседание Учредительного собрания в Таврическом дворце

В 5 часов утра, 6 января, начальник караула матрос Железняков сообщил председателю Чернову, что «караул устал», попросив разойтись. Присутствующие не стали сопротивляться вооруженным матросам, разойдясь по домам. В тот же вечер, собираясь вернуться к заседанию, они обнаружили Таврический дворец закрытым, окруженным вооруженными матросами с пулеметами. В тот же день ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания.

Сам роспуск Учредительного собрания оказался бескровным, но за день до этого, 5 января, в Петрограде вышло до 100 тысяч рабочих, солдат и студентов, выступавших за демократически избранный парламент. Манифестация была жестоко разогнана, сотни человек были убиты и ранены. Так об этом написал Максим Горький:

«5-го января 1918 года безоружная петербургская демократия – рабочие, служащие – мирно манифестировали в честь Учредительного Собрания … «Правда» лжет, когда она пишет, что манифестация 5 января была организована буржуями, банкирами и т. д., и что к Таврическому дворцу шли именно «буржуи» и «калединцы». «Правда» лжет, – она прекрасно знает, что «буржуям» нечему радоваться по поводу открытия Учредительного Собрания, им нечего делать в среде 246 социалистов одной партии и 140 — большевиков. «Правда» знает, что в манифестации принимали участие рабочие Обуховского, Патронного и других заводов, что под красными знаменами российской социал-демократической партии к Таврическому дворцу шли рабочие Василеостровского, Выборгского и других районов. Именно этих рабочих и расстреливали, и сколько бы ни лгала «Правда», она не скроет позорного факта … Итак, 5 января расстреливали рабочих Петрограда безоружных. Расстреливали без предупреждения о том, что будут стрелять, расстреливали из засад, сквозь щели заборов, трусливо, как настоящие убийцы».

Одна из демонстраций в поддержку Учредительного собрания в 1917 году
Одна из демонстраций в поддержку Учредительного собрания в 1917 году

Судьбы участников событий 5-6 января, находившиеся по разные стороны баррикад, окажутся печальны. Партия эсеров вскоре была объявлена запрещенной, ее лидеры вынуждены были покинуть страну, оставшиеся же скитались по тюрьмам или были убиты во время Гражданской войны. Левые эсеры, поддержавшие большевиков, вскоре поняли ошибку и подняли вооруженный мятеж, закончившийся поражением. Матросы-балтийцы, охранявшие Таврический дворец и прервавшие заседание, в 1921 году подняли восстание в Кронштадте против диктатуры большевиков, которое было кроваво подавлено. Наконец, практически все старые большевики, в том числе участники Учредительного собрания, будут расстреляны в ходе Сталинских репрессий в 30-ое годы.

Но наиболее печальна судьба России, которая на 70 лет останется без избранного на честных выборах парламента. Вместо лево-демократического пути развития, постепенных социальных и экономических преобразований, построения равного общества по принципам свободы, справедливости и солидарности, мы получили диктатуру одной партии, повторное закрепощение крестьян в колхозах, бесправие и бедность рабочего класса при процветающей партийной номенклатуре, голод, репрессии и огромные потери в войне. Нельзя сказать, как бы сложилась история России, но естественный путь развития, проложенный кровью павших героев Февральской революции, оказался повернут обратно в пучину тоталитаризма. Мы наблюдали за этим весь прошлый век, и мы наблюдаем за этим сейчас.