Найти тему
Математика до школы

Пять частых ошибок при обучении детей счету

К сожалению, эти ошибки допускают не только простые родители, но даже педагоги. В этом можно легко убедиться, если раскрыть данную тему в интернете и почитать советы «профессионалов».

Но прежде, чем приступить к изучению данного вопроса, взрослый должен определиться, что он ждет от ребенка при обучении счету: развития мышления или просто формирования навыка, то есть «умения считать, как калькулятор». Ведь навык счета может сформироваться разными путями, при этом умение «считать» совершенно не равно умению «думать». Рассмотрим эти ошибки и как их исправить.

Ошибка 1. Ребенка учат только пересчитывать, но так и не знакомят с понятием «Число»

Это приводит к тому, что абстрактную сущность числа ребенок так и не осознает и думает, что любое число состоит только из единиц, и каждое число привязано только к определенному количеству предметов. Но это не совсем так. Ведь за основание счета можно принимать не только один предмет, но и несколько предметов, например, два торчащих уха у зайца – это один заяц, и чтобы пересчитать зайцев по торчащим ушам, нужно за единицу счета взять два уха.

Чтобы ребенок понял, что к одному и тому же объекту может быть привязано разное число, попросите его, например, проверить, какое число «спряталось» в сосуде с водой. При этом предложите ему воду измерять разными мерными ложками, чтобы он наглядно увидел, что числа получатся разными. Так он убедится, что к одному сосуду с водой мы можем привязывать разные числа.

Именно такие простые упражнения смогут показать ребенку, что число не такое уж и простое понятие, как поначалу ему могло показаться, то есть в единицу счета могут входить несколько объектов, а результат счета зависит от выбранной мерки.

Ошибка 2. Ребенка знакомят с числовыми домиками (составом числа), чтобы он научился лучше считать в пределах 10

В результате ребенок не понимает, что же такое «состав числа», а просто тренирует навык счета.

На самом деле с понятием «состав числа» нужно знакомить ребенка прежде всего ради двух целей. Во-первых, чтобы он понял, что любое число, начиная с двух, можно составить из меньших чисел, причем вариантов может быть несколько. Это ему нужно для того, чтобы он лучше понимал абстрактную сущность числа. Во-вторых, умение находить состав числа ему пригодиться в будущем, когда нужно будет посчитать с переходом через десяток или сложить примеры в столбик.

Из-за того, что взрослый сам не всегда понимает зачем же нужно знакомить с этим понятием ребенка, он не только неправильно объясняет само понятие, но и числовые домики предлагает ребенку тоже неправильные – не со всеми вариантами или добавляет лишний этаж, где к самому числу следует прибавить ноль. Например, домик с составом числа 3, должен состоять из двух этажей и включать следующие слагаемые: 1+2 и 2+1, так как для ребенка пока еще не очевидно, что они являются составом одного и того же числа. Рассматривать же вариант 0+3 вообще не имеет смысла, ведь когда мы будем подбирать различные варианты состава числа, например, при сложении с переходом через десяток, такое разложение нам не пригодится, очевидно, что нужны будут только те варианты, при которых число раскладывается на два меньших слагаемых, а не на само себя и ноль.

Домики должны быть составлены правильно
Домики должны быть составлены правильно

При изучении данного понятия важно, чтобы ребенок мог сам подобрать варианты состава числа (не важно в каком порядке) и понимать смысл выражения: составом какого числа могут являться два названных числа, например, «числа 2 и 1 – это состав числа 3».

Более подробно как правильно знакомить ребенка с данным понятием, вы сможете почитать в статье «Состав числа. Учить или нет?»https://zen.yandex.ru/media/id/5f79fbe04cb2055a7459bf5a/sostav-chisla-uchit-ili-net-5f7ae76a952c3b370e5df8b2

Ошибка 3. Ребенку не объясняют разницу между цифрой и числом

Чаще всего это происходит из-за того, что взрослый и сам путается в данных понятиях. Это, конечно не так-то и страшно для взрослой жизни, но для ребенка этот момент очень важен. Осознание того, что любое число можно записать всего десятью цифрами выводит его на новый уровень понимания и осмысления мира чисел, например, число 10 – это уже не цифра, и записывается с помощью двух цифр 1 и 0.

Заметим, что именно осознанное понимание, что же такое цифры, и чем они отличаются от числа, приходит тогда, когда ребенок начинает знакомиться с числами в пределах ста. Ведь только тогда он сможет понять, что, взяв всего две цифры, например 1 и 2, он сможет записать сразу четыре двузначных числа: 11, 22, 12 и 21. Если же он знаком только с числами до двадцати, с помощью тех же цифр у него получится записать только два двузначных числа: 11 и 12, что будет не совсем, верно. Поэтому полезно знакомить ребенка с числами до ста еще до школы.

Ошибка 4. Ребенка заставляют заучивать примеры наизусть

Многие взрослые думают, что таким методом они смогут избежать многих проблем в школе. Поэтому ребенок должен заучить «Состав числа», сложение и вычитание в пределах 10-ти или, даже, в пределах 20-ти. Мало того, что многим детям сложно бездумно заучивать и они испытывают негативные эмоции при таком обучении, важно, что при этом ребенок лишается главного – процесса осмысления, который так важен для его формирования мышления. К тому же, как показала практика, быстрым счетом могут обладать и те дети, которые никогда не заучивали все это наизусть, а просто тренировали свой навык.

Ошибка 5. Ребенка знакомят с числами и учат считать с помощью неправильных методик

«Но тут то, что не так!» - могут возмутиться многие. Какие претензии к проверенным временем методикам? Но давайте посмотрим на многие методики современным взглядом. Раньше цель обучению счету была иная – хорошо считать было жизненно необходимо в повседневной жизни, не было под рукой калькуляторов, в магазине могли тебя легко обсчитать. В современном мире все иначе – за человека считает техника. И обучение счету теперь имеет целью не столько практическое значение, сколько осознанное понимание самого процесса! Вот на этом и остановимся поподробнее.

Например, взрослый решил познакомить с числами ребенка с помощью палочек Кюизенера (цветные счетные палочки), где каждая палочка имеет свой цвет и обозначена своим числом, самая короткая – один, повыше – два и так далее, самая высокая – десять. Счет идет на ура! Но! Происходит ли счет на осознанном уровне? Это легко проверить, если провести несложный тест и попросить ребенка сравнить одинаковое количество воды в разных по форме сосудах (узкий и широкий). Несмотря на то, что воды в сосудах одинаковое количество, уровень в узком сосуде будет выше, чем в широком сосуде. Ребенку не придет в голову перелить воду из каждого сосуда в одинаковые стаканы и сравнить результат, он конечно же будет уверен, что чем выше уровень воды, тем большее число соответствует данному сосуду, ведь ему объяснили, что чем выше палочка – тем большее число оно обозначает, на ширину, к сожалению, он не обратит внимание, в силу своих возрастных особенностей.

Ребенок будет считать, что в узком сосуде воды больше, чем в широком. Ведь он знает, что чем выше (длиннее) палочка, тем большему числу она соответствует
Ребенок будет считать, что в узком сосуде воды больше, чем в широком. Ведь он знает, что чем выше (длиннее) палочка, тем большему числу она соответствует

Чтобы обучить ребенка осознанному счету, нужно подвести его к мысли, что количество и величина – это не одно и тоже. И чтобы сравнивать что-либо по количеству необходимо привести все к одной форме, в нашем случае перелить воду из сосудов в одинаковые стаканы, чтобы убедиться, что воды было одинаковое количество. Но, познакомившись с числами с помощью палочек Кюизенера, он прийти к такому выводу не сможет, а только больше запутается.

Аналогично в методике М. Монтессори дети знакомятся с числами с помощью счетных штанг, смысл которых тот же, что и у палочек Кюизенера.

Но «споткнуться» можно и на новом пособии. Например, «Умные цифры», которые представляют собой деревянные числа от 1 до 10, увеличивающиеся в размере с каждым большим числом. Здесь ребенок еще больше запутывается, ведь игра его убеждает, что чем больше предмет по величине, тем большему числу он должен соответствовать. Поэтому не стоит удивляться, если, сравнивая по количеству два арбуза с пятью яблоками, он начнет утверждать, что арбузов больше, ориентируясь на величину, а не на количество предметов.

Разбор этих и других методик смотрите в моей статье «Раннее развитие, счет и мышление. Анализ методик» https://zen.yandex.ru/media/id/5f79fbe04cb2055a7459bf5a/rannee-razvitie-schet-i-matematicheskoe-myshlenie-analiz-metodik-5fd07a604b6f9b53802487db

Вывод

В новом мире на многие вещи следует посмотреть другими глазами, и оценить их с точки зрения современности. То, что раньше было не значительным, сегодня становится важным. Если раньше целью взрослого было просто научить ребенка хорошо считать, то цель современности – научить считать осознанно, ведь это первый шаг к осознанному мышлению и миро осмыслению! Если вы хотите больше узнать о моей методике – подписывайтесь на канал! До новых встреч!

ЖКХ
2331 интересуется