С сегодняшнего дня начинаются Святочные или Страшные вечера. Считается, что в эти две недели открыты врата между мирами, и нечисть может спокойно проникнуть к нам. От того люди и наряжаются, чтоб смешаться с нечистью и запутать ее.
В это время принято гадать. Расскажу вам одну историю, произошедшую в начале двадцатого века, так как рассказывали ее мне.
Надежда Кузьминична вошла в класс, пятиклашки затихли и уставились на нее во все глаза, ведь сегодня она обещала им рассказать о гаданиях на святки.
Кузьминична призадумалась, погрузившись в воспоминания давно минувших дней.
В этой школе она отработала, почитай 53 года. Родом она из этого села, способность к языкам у нее была, отправили родители учиться в училище. Отучившись там три года, она 17 летняя девчонка сама стала учить языку. Это потом она закончит пединститут. А пока она сама ребенок, учит других.
Вот и собрались в Рождественский сочельник девушки со всего села в одной избе. Решили погадать, подблюдное гадание называлось. Собрали в кастрюлю с водой со всех по предмету, кто украшение положит, колечко там или сережку, кто пуговицу, булавку. У кого что было то и клали. Сверху блюдо поставили, белой салфеткой застелили, хлеба наломали, по количеству присутствовавших. На блюдо наложили. И самая старшая, замужем уже была, Наташка, затянула начало песни:
- Уж мы песни поем, Хлебу честь воздаем!
Хлебу белому долог век,
Жнеям нашим более всех!
Жнеи наши не стареют,
Золотые их серпы не тупеют.
Кому мы спели — тому добро,
Кому вынется, скоро сбудется,
Скоро сбудется, не минуется!
Хлебу да соли Долог век, Слава!
Надюшка положила серьгу, от бабки они ей досталися, с огромным зеленым камнем. У всех дух захватило от ощущения значимости происходящего. Откуда-то взявшийся сквозняк, потревожил пламя свечей. Послышались какие-то шорохи и вздохи, девки придвинулись ближе. Мурашки побежали по коже. А Наташка, чуть сбившись продолжила:
- Кому поем — тому добро,
Правда сбудется, не минуется.
Млада! Сидит кошечка,
Гладит в окошечко.
Иляля, иляля!
Она скатерки шьет,
За кота замуж идет.
Иляля, иляля!
И зачерпнула из под блюда, вытащила она серёжку с зеленым камнем, протянула Надюшке:
- Свадьбе быть в этом году!
И кусочек хлеба с блюда ей подает:
-А это под подушку положишь, в рукав пока заверни, так принято.
Кузьминична ни жива, ни мертва сидит, что другим пела Наташка не помнит. Только после, когда все поздравлять стали, и улюлюкать, ощущение дурноты прошло. Одна Глашка в углу сидит, голову опустив.
- Глаша, а ты чего это нос повесила? – Спросила Надюха.
- Не трожь ее, - тронула за локоть Зинка, -ей плохое выпало. Не станет ее до конца года.
Прожив три года в городе Кузьминична почти перестала верить во всякие там гадания, а дурноту свою списала на духоту в избе.
- Да бросьте, неужто вы в это верите? Глаша, не расстраивайся не правда это все.
- Ты хлеб то под подушку не забудь положить, Фома неверующая! А что помру, мне и без гаданий ведомо!
Посмявшись еще, попев песен, девушки стали расходится. От избы то отходили гурьбой, со смехом, шутками, да прибаутками. Ряженых повстречали, некоторые с ними убежали. А дальше разошлись, каждый к своему дому.
Снега раньше много выпадало, бывало по самые крыши
заметало. Пока сидели, метель разыгралась, много снега уже намело. Да разве молодежь метелью испугаешь, когда коляда на дворе. Вот и провалилась Надежда в сугроб. Стала ноги вытаскивать, валенок застрял. Пока возилась, пытаясь валенок достать, голоса послышались, мужской и детские:
- Папа, а зачем мы в это сторону идем?
- Тут человеку помощь нужна.
«Не уж-то разглядел мужик, что я в снег провалилась?» - подумала Надя. А метель не унимается завывает все пуще, где-то сова ухала, мороз по кожи от такой ночки.
- Девушка и что вы гуляете среди ночи одна? – появился из-за снежной пелены черт.
- Ой, напугал! –вскрикнула девушка. - Страшон, как всамделишный чертяка.
- Ха-ха, может я и всамделишный, - рассмеялся мужчина.
-А мы, а мы страшные? – появились чертенята.
- Страшные, ух какие страшные! – улыбнулась Наденька. Дети были, видимо погодки, расточку все разного. А наряжены, ночью то, от чертенят не отличить!
- Ты давай валенок одевай, а я вытащу тебя. – Потянул Надюшу мужик. И что то знакомое мелькнуло в лице у него. Но тут же пропало. Вытащили они Надю. Проводили до дома, ребятишки песенок ей напели, она им конфет насыпала с пряниками, специально готовила. Знала, что ученики мимо ее дома не пройдут.
Оглянулась, а время к 12 ближе. Спать легла, да хлеб под подушку положить не забыла. А сниться ей тот же мужик с детками теми же, только во сне, вместо ног у них копыта, хвосты и рога имеются, настоящие.
- Вот присниться же дурость всякая! – подпрыгнула Надя на постели, с дико колотящимся сердцем.
А после каникул, в вечерней школе, где она то же преподавала, появился новенький – Николай. А лицо у него черта того, что помогал из сугроба выбраться, только моложе. Вышла Наденька за него замуж, в том году и деток у них родилось трое. Да, тех самых чертенят. А Глашки к концу года не стало.
- Вот так дети, не гадайте, да не предугадывайте. Страшно это, да и старые люди, тогда еще говорили, что силы мы забираем у увиденных.
С Наступающим Рождеством! Не забывайте ставить лайки, и подписываться! оставляйте комментарии .Мне приятно, вам не сложно!