Прочитаем в Википедии, что же такое портрет:
В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». [4] Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация [5].
Оказалось всё просто: нахождение в кадре человека или группы людей, которые что-то чувствуют. Однако тысячи, если не миллионы портретов снимаются ежедневно, и лишь на очень немногих возникает желание приостановиться и рассмотреть их. Какими же привлекательными особенностями обладают эти снимки? Или всё дело в волшебной кнопочке «шедевр» тех или иных фотокамер?
Как же так управлять пространством, линиями и формами, чтобы зритель почувствовал настроение и характер?
Итак, вы решили организовать фотосессию. С чего начать? Камера у нас уже есть, осталось…
Идея. Главное — это идея. Начинать надо либо с идеи, либо с образа. Все остальные моменты съемочного процесса зависят от ее величества идеи. Она и определит, какой лучше оптикой нам воспользоваться, а также место и время, одежду и даже саму модель (далеко не каждая модель, будь то женщина или мужчина, справится с выбранным вами образом).
Именно идея определит не просто эмоциональность снимка, но и любое художественное и техническое применение (расфокус, мультиэкспозиция, шевеленка и т. д.). Именно благодаря идеям и образам нарушались все каноны фотоискусства.
Достоинство идеи в том, что она настраивает чувства, мысль и дух в одном направлении. Представим себе пирамиду, в основании которой знание, три стороны и три грани — это чувство, мысль и дух. Это то, чем нужно пользоваться как до съёмки, так и во время съёмки. Чтобы ни происходило в кадре, нужно просто мыслить, необходимо чувствовать пространство и стремиться к реализации идеи, словно тянуться к ней. А пронизано все это вашей верой. Верой в образ с его воплощением.
Поэтому недостаточно изучать техническую сторону фотографии. Необходимо обострять свои чувства. Ну что… Идея есть. Камера… Есть. Прихватили с собой модель — и мы уже на месте. Именно в том месте, которое точно соответствует вашему замыслу. Так же как и одежда модели и ее детали.
На своих мастер-классах я задавал ученикам простые образы. Девушка-лето, девушка-весна, зима и осень.
И нужно было решить где, как и в каком пространстве провести съемку, и что должно быть в кадре. Ответы были различными, чаще абстрактными, например: девушка у моря или в парке. Один парень рассказал так: «Осеннее дерево, точнее его нижняя часть. Листья осыпались. Еще в кадре видны корни дерева. Девушка слегка выдвинута вперед. На передний план можно поместить какую-то веточку, либо листья». Дальше он описал ее одежду, и даже предполагаемое положение корпуса в этом пространстве.
Разумеется, это более точное видение пространства и кадра в целом, другими словами, начало воплощения идеи.
Несколько слов о состоянии модели. Направления ее мысли и чувств должны соответствовать образу. Ни в коем случае люди, находящиеся в кадре, не должны ждать щелчка фотоаппарата. Им необходимо уйти в свое представление и понимание заданного образа. Разумеется, линии и формы корректирует фотограф. А слово «позирование» надо забыть раз и навсегда. Моделям желательно держать себя в кадре свободно, без зажимов, особенно в плечах и шее. Любое положение корпуса должно быть для нее комфортным. Глаза и руки — главные элементы портрета (центр внимания). При выборе ракурса следует учитывать и физиологические особенности лица портретируемого. Не стесняйте модель постоянными пожеланиями.
Позвольте ей быть самой собой. Нужно суметь увидеть в ней ее, а не слепить из нее что-то. Если в изображении необходимо глубокое внутреннее наполнение, избегайте сложных телодвижений.
Первое, на что обращает внимание зритель — это линии, формы, свет и тень, поэтому желательно добиваться плавности линий и мягкости форм. Визуально должно прослеживаться их гармоничное сочетание. Это относится как к темным, так и к светлым местам изображения. В случае нахождения в кадре нескольких человек, нужно добиться единства и перетекания линий и форм в одно целое, создать непрерывность.
Рассматривая детали, необходимо научиться видеть целое. Центр внимания — это то, что, по-вашему, самое интересное в снимке, куда у зрителя, скорее всего, упадет взгляд.
Второстепенные элементы — это дополнение к главному. Это что-то вроде интонации. Поэтому необходимо единство целого и второстепенного.
Форма и содержание, внешнее и внутреннее — это то, без чего не может быть художественный портрет.
Открыв понравившиеся вам изображения на своем компьютере, пробежитесь по ним глазами. Ваши снимки могут быть интересными и в уменьшенном виде. Это общее впечатление линий формы света. Учитесь смотреть и чувствовать одновременно, видеть целое и второстепенное. Главное должно приводить к деталям, а детали, наоборот, к главному. Редактируйте контраст, резкость и другие элементы согласно вышеописанным составляющим.
Не забываем, что наш портрет, художественный портрет, опирается на художественный замысел. Помогите зрителю пережить и прочувствовать то, что прочувствовали вы. Есть только одно правило, которое нужно соблюдать в художественном портрете, это ваш художественный замысел. Идея.
Фотограф Сергей Михалюк
Профессиональный фотограф. ЛАУРЕАТ международных конкурсов.
У Сергея более 15 лет педагогической деятельности в
различных странах мира, где он синтезировал и совершенствовал понимание Образа.
Вся его жизнедеятельность - это вклад в развитие современного искусства.
_______________
ПОДПИШИСЬ НА КАНАЛ PHOTOCASA и ЧИТАЙ ЖУРНАЛ