Один из самых титулованных российских художественных фильмов и одновременно практически никому неизвестный. Художественный фильм "Барак", снятый в 1999 году режиссером Валерием Огородниковым по сценарию, написанному им же совместно с писателем Виктором Петровым. Литературной первоосновой послужил рассказ того же В. Петрова "Ольга. Ледоход", который затем автор преобразовал в киносценарий "Барак".
Фильм завоевал множество премий международных кинофестивалей, а в 2000 г. был удостоен Государственной премии РФ в области киноискусства. Премию получили В. Огородников, В. Петров, актеры Евгений Сидихин, Леонид Ярмольник, Нина Усатова, Наталья Егорова, а также оператор, художники и звукорежиссер. Один из немногих случаев, когда действительно заслуживающий признания российский фильм получил высокую награду.
Тем, кто не видел его до сих пор, могу провести аналогию с фильмом Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин". Такое же восхитительное ретро. Только, если Герман в своей картине несколько отстранено относится к своим героям, такой изучающий взгляд со стороны, то Огородников своих героев ностальгически нежно любит. Недаром в начале фильма идет посвящение: "Нашим родителям посвящается".
Фильм практически не шел в отечественном кинопрокате. Но не остался незамеченным за рубежом. Получил на международных кинофестивалях более десятка премий. За границей его воспринимали, как обличение сталинского режима, потому и осыпали призами на волне политической конъюнктуры. Наверное, по этой же причине дали и Государственную премию РФ.
Но авторы снимали фильм совсем не об этом. Они не собирались никого и ничего обличать. Это дело публицистов и правоохранительных органов. Они сняли фильм о своем детстве, о своих любимых родителях и старших друзьях, которых сейчас некоторые презрительно, через губу, называют "совками".
Действие картины разворачивается в южноуральском промышленном городе Сатка с апреля по декабрь 1953 г. Уже умер Сталин, страна потихоньку начинает оттаивать. Деревянный барак на окраине Сатки, где "все жили вровень так, система коридорная, на 38 комнаток всего одна уборная", авторы представляют нам, и как своеобразный ковчег, обитатели которого вместе спасаются и радуются, и как тот самый "советский рай", в который многие сейчас хотят вернуться. Да, вот он этот "советский рай" - общий барак. И при этом никакой идеализации прошлого, все внешне очень сурово, скромно и грязно. Жизнь, какая она была тогда.
Но оказывается, что главное - это все-таки не сотни сортов колбасы в гастрономах и по три автомобиля на семью, а люди. В фильме нет одной сквозной линии. Авторы просто погружают нас в жизнь обитателей этого коммунального сообщества. Простые истории о простых советских людях.
И постепенно вырисовывается три сюжетных линии. Первая - любовный треугольник. В барак приезжает новая жиличка. Инженер-технолог на чугунолитейном заводе, председатель цехкома литейного цеха, бывшая ленинградская блокадница, схоронившая в блокаду всех родных, молодая, красивая, гордая Ольга Воронцова.
И сразу же за ней начинает ухаживать живущий в бараке участковый инспектор милиции старший лейтенант Алексей Болотин, у которого роман с местной "королевой барака" Клавдией Соловьевой. Молодая, образованная, красивая ленинградка сразу же покорила сердце "грозы местных спекулянтов и хулиганов", бывшего фронтового разведчика, обаятельнейшего красавца милиционера. И начинаются метания нашего героя между двумя красотками.
Вторая сюжетная линия - это история одноногого инвалида, бывшего лейтенанта, фотографа Жорки Фугельмана и "знойной женщины, мечты поэта" , роскошной блондинки забальзаковского возраста, честной вдовы с двумя 10-ти летними двойняшками-дочками, акушерки, нелегально делающей аборты, Олимпиады Георгиевны, Липочки.
Познакомились они на танцах, и Жорка сразу же предложил Липочке пойти к нему в барак, попить чайку и обсудить вопрос о том, как жить дальше. Жорку играет Леонид Ярмольник. Первоначально должен был играть Константин Райкин, но, вероятно, авторы фильма поняли, что такая роскошная женщина, как Липочка, в исполнении Натальи Егоровой, вряд ли бы обратила внимания на такого мелкого шустрика, как Райкин. Ярмольник все-таки по представительнее будет, да и к тому же он один из двух главных продюсеров фильма.
Жорка Фугельман не только еврей и фотограф, он еще изготавливает на продажу порнографические карточки, даже Липочку обманом использовал в этом криминале, а также торгует самогоном по поездам, где едут только что освободившиеся по мартовской, "ворошиловской амнистии" зэки, в качестве бонуса прилагая и самодельные порнофото, где изображена простодушная Липочка.
А самогон в бараке гонит Полина. Несчастная женщина. У нее с войны висит на душе камнем вина за маленьких детишек из яслей, где она работала нянечкой, погибших во время бомбежки. Она отлучилась домой, а в это время немцы разбомбили ясли. Дети все погибли, а она осталась жива. Теперь живет с глухонемым татарином Каримом, бывшим танкистом, горевшим в танке, контуженным, в результате чего стал глухим и немым. Но она его любит.
И еще один не очень обычный герой. Бывший немецкий военнопленный Фридрих в исполнении немецкого актера Андреаса Дильшнайдера. Образ Фридриха одно из главных достижений фильма. Бывший военнопленный остался в СССР, женился на девушке Фаине. У них уже есть сын и они ждут еще одного ребенка.
Только один человек ненавидит этого замечательного Фридриха. Бывший пособник немецких оккупантов, работал у них в комендатуре писарем, сосланный в ссылку на Урал Герка по прозвищу Белена.
Герка изгой среди жителей барака. Его все ненавидят и презирают. Если Фридриха, бывшего врага, любят и уважают, то своего, русского, но как считают предателя, не воспринимают, как человека. Герка это считает несправедливым и всю свою злобу выплескивает на Фридриха, постоянно преследуя и оскорбляя его, провоцируя на конфликт. А Фридрих ничем ему не может ответить. Он знает, что с него, как с бывшего военнопленного, спросится вдвойне.
Вот так и живет барак. Вместе радуется и вместе борется с бедами. Участковый инспектор Болотин по-дружески пьет с Фридрихом самогонку, что гонит Полина, а потом вместе отбивают нападение бандитов. После чего, присев на завалинку, начинает делиться своими фронтовыми воспоминаниями.
А потом милиционер уронит свой табельный ТТ в выгребную яму уличного сортира, и весь барак прибежит среди ночи спасть своего верного защитника. Свернут "скворечник" сортира и начнут выгребать содержимое. А любящая Клавдия залезет в яму и нашарит в зловонной жиже на дне пистолет. Все начнут скакать от радости, а сверху на них польется очищающий дождь.
И авторы фильма с огромной симпатией относятся к этим людям и одновременно к тому времени. Сейчас все так разъединились и обособились, что та, прежняя, типично русская тяга к соборности, к дружному и стойкому совместному переживанию и преодолению, казалось бы, непреодолимых, общих бед и трудностей, воспринимается сегодня многими, как решение всех проблем, как утерянный менталитет народа, который просто жил, работал, пил, пел, веселился вопреки всему. И выжил, и страну из разрухи поднял.
Вот о чем этот фильм, а не об обличении "сталинского режима". О простых людях - русских, татарах, евреях, немцах, живущих в одном бараке. Кто-то сейчас может посчитать этот барак адом, а его обитателей тупыми и примитивными "совками". Не понимали в каком аду живут советские рабы. Да, можно сейчас так говорить, потому что старший лейтенант Болотин уже не сможет свернуть такому "умнику" челюсть.
Чтобы понять народ надо увидеть его в горе и в радости. И в финале картины авторы показывают нам две свадьбы, одно убийство, одно рождение ребенка и один расстрел. Все сюжетные линии приходят к своему завершению 23 декабря 1953 г. В этот день в бараке играют две свадьбы. Болотин женится на Ольге, а скабрезник и развратник Гошка Фугельман, наконец-то, сочетается браком с Липочкой. Для этого Болотину пришлось дать Гошке пять минут на выбор одной из двух жизненных дорог - или Гошка женится на Липочке, или же Болотин сажает его за изготовление порнографии и торговлю самогоном. Гошка спросил - а нет ли третьего пути, но ему отказали.
После такого первого свадебного тоста Алексей затянул "Вставай, страна огромная", а все подхватили и встали. Встал вместе со всеми и Фридрих. Только не пел. Не его это песня. И тогда он вышел на улицу. А там Герка Белена вновь стал его оскорблять, жену Фаину называть проституткой, что дети у нее не от Фридриха. Кинул в Фридриха нож, но тот успел его поймать. Тогда Герка сам бросился на Фридриха и специально напоролся на его руку с ножом. По существу, самоубийство, но Фридриха посадят.
Фридрих - самая трагическая фигура в этом фильме. Бывший враг, но вызывает симпатию и сочувствие. И не то деланное, за немецкие рейхсмарки, сочувствие к немецким солдатам, "безвинно умершим в советском плену", что проявил на трибуне бундестага некий "колясуренгоя", а самое настоящее русское, человеческое сочувствие к этому конкретному, хорошему человеку. Человеку, который тоскует по своей Родине, но не может туда поехать, так как Фаину и детей не отпустят туда с ним. А бросить их он не может.
Напоследок Фридрих побрился, переоделся в лучший костюм. А пока его искали, у его жены Фаины начались схватки, и она родила мальчика. Фридрих вышел к столу, ему связали руки. А Болотин налил ему последнюю рюмку. Просто, по- человечески, по-русски.
А потом начальнику милиции принесли телефонограмму, и, прочитав ее, он объявил: "Сегодня в шесть утра расстрелян Берия". Вот так постепенно одна эпоха сменяла другую. Но что Берия, что ни Берия, а старшему лейтенанту Болотину надо найти неизвестную винтовку, из которой стали постреливать на его участке, его жене Ольге решать цехкомовские вопросы о путевках рабочим, Жорке Фугельману начинать новую, честную семейную жизнь, а будущее Фридриха и Фаины вообще в полном тумане.
И никто не нарушил молчания после сообщения о Берии, только сидящая рядом с Фридрихом пожилая женщина всхлипнула и жалостно посмотрела на невинного страдальца. А потом запела грустную застольную песню. Как это ведется на русских застольях. Песня эта, конечно же, один из узловых моментов фильма. Грустный, щемящий, очень светлый, завершающий штрих этого замечательного фильма.
Поет ее Александра Сергеевна Примак, простая русская женщина из деревни Башкарка Свердловской области, тетя режиссера В. Огородникова.
Немного об этой замечательной песне. Многие считают ее народной. Но на самом деле у нее есть авторы. Написали ее в начале 60-х годов руководитель Пензенского народного хора композитор Октябрь Гришин, автор таких ставших народными песен, как " В жизни раз бывает 18 лет", "Милая роща", и поэт Николай Палькин. Песню исполнял Пензенский народный хор, потом она ушла в народ. Народное творчество несколько изменило первоначальную мелодию и стихи. И в таком виде песня стала одной из самых популярных застольных песен. Настоящий городской романс. Исполняется она и сейчас. На мой взгляд, лучшим ее исполнителем является Петр Налич.
Маленький музыкальный бонус. Песня "Где тропа" в исполнении Петра Налича.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.