Русские сказки – кладезь сюжетов и ярких образов. В старинные времена их охотно слушали не только дети, но и взрослые: они заменяли собой литературу и затрагивали важные темы добра и зла, любви и справедливости. Продолжая наш "сказочный" цикл статей, поговорим в этот раз о русских народных сказках.
Слово "сказка" в современном значении стало встречаться только в XVII веке. Прежде на Руси сказки называли "баснями", а их исполнителей – "бáхарями" или "баянами". Все три слова – от глагола "бáять" (говорить, рассказывать).
Много веков существуя только в устной традиции, передаваясь из поколения в поколение, сказки сохранили для нас древние мифологические представления и живую народную речь. Поэтому важно читать их не только в литературной обработке, но и в фольклорных сборниках. В них сюжет одной и той же сказки обычно записан в нескольких вариантах, в каждом из которых слышится особая интонация рассказчика.
Наиболее полный сборник с записями русских сказок был составлен Александром Николаевичем Афанасьевым в 1850-е – 1860-е годы. Его современное переиздание в трёх томах можно скачать здесь.
Традиционно в сказках выделяют три жанра:
- Волшебные сказки
- Сказки о животных
- Бытовые сказки
Все они имеют свои особенности и выполняют разные культурные функции, что нужно учитывать при чтении сказок детям. Волшебные сказки погружают маленького слушателя в мир таинственного и непостижимого, к которому всегда влечёт человека, сказки о животных знакомят его с миром природы, а бытовые сказки позволяют посмеяться над социальной несправедливостью и дурными качествами людей.
Волшебные сказки
Иван, Василиса, Баба Яга, Кощей Бессмертный – это всё персонажи волшебных сказок. Собственно, волшебная сказка и есть сказка в чистом виде: с фантастическими приключениями, чудесными превращениями, находчивыми героями и коварными злодеями.
Главный герой таких сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, младший сын.
Главная героиня – Василиса Прекрасная, сестрица Алёнушка, меньшая дочь, нелюбимая падчерица.
Их недоброжелатели – Кощей, Змей огненный, Лихо одноглазое, Идолище поганое, злая мачеха.
Сказка обычно начинается с нанесения герою или героине вреда, или с желания кого-то из персонажей иметь что-нибудь: злая мачеха выгоняет падчерицу из дома ("Старуха-говоруха", "Морозко"), злодей Кощей похищает мать Ивана-царевича ("Кощей Бессмертный"), мачеха посылает Василису Прекрасную к Бабе Яге за огнём ("Василиса Прекрасная"), стареющий отец отправляет сыновей в Тридевятое царство за молодильными яблочками и живой водой, царь требует добыть ему Жар-птицу ("Жар-птица и Василиса-царевна").
Иногда началом сказки служит нарушение запрета: сестра не уследила за братом, и его унесли гуси-лебеди; братец Иванушка не послушался сестры и стал козлёночком; стрелец не доверился совету умного коня и попал в череду бед...
В испытаниях героям помогают чудесные помощники, которых в сказках множество: Сивка-бурка, Серый волк, волшебная кукла, мышка, щука, мужичок с ноготок, двое из ларца, печка, кошка и собака – кого тут только нет! "Баба Яга, костяная нога" выступает в двойном качестве: она или противник героев ("Баба Яга и Заморышек"), или помощник ("Марья Моревна"). Обычно Яга даёт героям трудные и даже невыполнимые задания, за неожиданное выполнение которых вознаграждает, чаще всего против своей воли.
Например, в сказке "Василиса Прекрасная" героиня попадает к Бабе Яге в работницы: она должна и двор вычистить, и избу вымести, и обед приготовить, и мак в закромах очистить от земли по зёрнышку – иначе съест её старая ведьма. Василиса справляется с этой работой: ей помогает волшебная кукла, завещанная от матери. Яга спрашивает Василису: "Как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?" Та отвечает: "Мне помогает благословение моей матери". А потом происходит следующее:
"Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных". Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала: "Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали".
Бегом пустилась домой Василиса при свете черепа, который погас только с наступлением утра, и, наконец, к вечеру другого дня добралась до своего дома. Подходя к воротам, она хотела было бросить череп. "Верно, дома, – думает себе, – уж больше в огне не нуждаются". Но вдруг послышался глухой голос из черепа: "Не бросай меня, неси к мачехе!"
Василиса входит в дом, а там у черепа загораются глаза и сжигают мачеху и её дочерей: "К утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло". Так череп с забора Бабы Яги оказался волшебным предметом, с помощью которого Василиса победила зло.
Таких чудодейственных предметов в сказках тоже не перечесть: скатерть-самобранка, "кувшинец о сорока рылец", кошелёк-самотряс, ковёр-самолёт, гусли-самогуды, топор-саморуб, шапка-невидимка... Здесь народная фантазия неистощима.
В центре любой волшебной сказки – преодоление препятствий, подвиги, добывание чудесной диковинки: пера Жар-птицы, мёртвой и живой воды, "свинки – золотой щетинки". Младший сын сражается с трёхголовым змеем, ищет Кощееву смерть, освобождает из плена невесту; меньшая дочь терпит лишения от злых людей, разыскивает пропавшего жениха или брата. Тысячи бед окружают героев, трудности умножаются, но из всех испытаний герои выходят победителями.
Конец всегда счастливый (что очень характерно для волшебных сказок): Иван-дурак, как водится, женится на прекрасной царевне и принимает царство в наследство, а Василиса находит суженого и живёт с ним в мире и согласии.
Знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Яковлевич Пропп связывал волшебные сказки с древнейшим обрядом инициации – посвящения во взрослую жизнь. Герои сказок отправляются в "иной мир" и проходят различные испытания, чтобы вернуться уже в новом качестве. В награду они получают любовь, дом и семью.
В волшебных сказках всегда вознаграждаются смелость, находчивость, верность, доброта. Наказываются злой умысел и зависть: терпит крах завистливая мачеха, теряют наследство злые братья, погибает Кощей. Торжествуют герои, которые были верны своим близким, не чуждались труда, помиловали просившего о спасении зверя. В этом – ненавязчивая мораль любой сказки.
Наши любимые волшебные сказки: "Кощей Бессмертный", "Василиса Прекрасная", "Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде", "Пёрышко Финиста ясна сокола", "Морской царь и Василиса Премудрая", "Царевна-лягушка", "Морозко", "Крошечка-Хаврошечка", "Гуси-лебеди", "Волшебное кольцо"
Сказки о животных
Если в волшебных сказках важна фантастика, то в сказках о животных – условность и нравоучение. По своей задаче они близки к басне или притче. Они или объясняют в образной форме явления животного мира (например, почему заяц меняет серую шубку на белую), или поучают ребёнка на примере диких зверей (например, что нехорошо хвастаться).
Как и волшебные сказки, сказки о животных возникли ещё в глубокой древности. В них люди одушевляли природу и пытались понять её законы, опираясь на повседневный опыт.
В этих сказках животным всегда приписываются человеческие качества: лиса – хитрая и льстивая; волк – "серый дурак" и простофиля; медведь – неуклюжий; заяц – трусливый. Так же, как в мире людей, между ними существуют родственные отношения: лиса оказывается волку сестрой, а медведю и журавлю – кумой. В забавной сказке "Кот и лиса" она даже собирается выйти замуж за кота.
Дикие и домашние звери тут могут подружиться. Яркий пример – сказка "Медведь, собака и кошка", в которой хозяин выгоняет со двора старого кобеля, потому что тот перестал лаять и охранять его амбары. Голодный пёс бродит по лесу и встречается с медведем. Тот кормит его, а потом помогает ему "заработать авторитет" и вернуться домой. Этот сюжет – вариация украинской народной сказки про собаку и волка, по которой снят замечательный мультфильм "Жил-был пёс" (1982).
К сказкам о животных можно отнести и такие простейшие детские сказки, как "Колобок", "Теремок" или "Репка" (иногда их выделяют в особую подгруппу – кумулятивные сказки). В них однотипные эпизоды идут друг за другом, как звенья в цепочке. Они короткие и легко запоминаются, поэтому маленькие дети их любят.
Примеры сказок о животных: "Лисичка-сестричка и волк", "Кот и лиса", "За лапоток – курочку, за курочку – гусочку", "Лиса и журавль", "Волк и коза", "Кот, петух и лиса", "Зимовье зверей", "Терем мухи", "Мизгирь", "Медведь, собака и кошка", "Мужик и медведь", "Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове"
Бытовые сказки
Эти сказки близки к анекдоту или сатирической новелле. Главные герои в них взяты из реальной жизни: хитрый мужик, находчивый солдат, бедняк, работник. Как правило, в таких сказках бедные преподают урок богатым, неунывающий солдат выпутывается из любого положения (и даже одурачивает самого чёрта), а умный мужик отгадывает царские загадки.
Всем известный пример бытовой сказки – "Каша из топора". Солдат приходит на постой к жадной хозяйке, у которой полны закрома, а она не хочет его кормить. Не растерявшись, он показывает ей, как приготовить "новое блюдо" – кашу из топора, и постепенно выманивает из запасов старухи всё необходимое: и котёл, и крупу, и соль, и масло.
Поели вдвоём кашу. Старуха спрашивает:
– Служивый! Когда ж топор будем есть?
– Да, вишь, он не уварился, – отвечал солдат, – где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел, и топор унёс!
Даже если в бытовых сказках появляется нечистая сила, смысл её появления вполне приземлённый. Так, в сказке "Солдат и чёрт" нечистый вызывается стоять на часах вместо солдата в обмен на его душу. Солдат соглашается и оказывается дома, а чёрт несёт вместо него все тяготы службы. За малейшую неисправность чёрту дают в зубы и порют целый год. Вот солдат возвращается, а чёрт уже забыл и про его душу, и про всё на свете. "Ну вас, – говорит, – с вашей службой-то солдатской!"
Интересно, что бытовые сказки составляют больше половины (60%) всего русского сказочного репертуара. Это легко объяснить: они ближе всего к жизни и её насущным вопросам. В них отразились стремления простого народа к социальной справедливости и его размышления о счастье, судьбе и личных неудачах.
Немалая часть бытовых сказок посвящена теме супружеской измены и "исправления злой жены": муж заставляет ленивую жену работать, солдат помогает мужу проучить неверную жену... Такие сказки читать детям на ночь не стоит – в прошлые времена, как и большинство сказок, они предназначались для взрослых.
Примеры бытовых сказок: "Каша из топора", "Солдатская загадка", "Солдат и чёрт", "Солдатская шинель", "Мудрые ответы", "Солдат и разбойник", "Шемякин суд", "Горшеня", "Сказка о злой жене", "Муж да жена"
"Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!"
С вами был "Прожектор".
В следующих статьях мы расскажем об авторских сказках, работах Владимира Проппа и о том, что общего у сказок и приключенческих фильмов. Будет интересно!
Пишите в комментариях, какая русская народная сказка – ваша любимая.