Найти в Дзене
Тёмная Эстетика

Мёртвые не умирают... и от кофе не откажутся

Мёртвые не умирают (The Dead Don’t Die) – независимый американский фильм от режиссёра Джима Джармуша. Джим Джармуш считается крупной фигурой в американском авторском кино, но до этого момента я ни одного его фильма не видел. Фильм собрал в кассу почти что 15 миллионов долларов и достаточно средненькие отзывы. Немного забегая вперёд, 'провальность' фильма в глазах массового зрителя можно объяснить тем, что фильм обладал неплохой рекламной кампанией, но при этом эта самая реклама создавала ложное впечатление о том, что это будет за фильм. Трейлер абсолютно не отражает стилистику фильма. Огромное количество знаменитостей могло создать впечатление как будто это будет какой нибудь мейнстримный блокбастер. Все ждали крутого экшен фильма о зомби, а вместо этого получили сатирический артхаус о фильмах про зомби. Фильм крутой, но артхаус есть артхаус.

Стоит отдать должное Джиму, он смог выйти из порочного круга шаблонных предысторий о зомбиапокалипсисе – ни тебе зомби-вируса, ни злых демонов, ни всякой там религиозной мишуры. Вместо этого всё объясняется изменением градуса вращения оси Земли: оно влечет за собой ряд природных аномалий, более поздним из них становится воскрешение мертвецов. Само изменение оси вращения тоже объясняется: жадные корпорации, которые устроили шахтёрский бизнес на северном полюсе и пытаются всех уверить, будто это абсолютно безопасно для планеты.
Стоит отдать должное Джиму, он смог выйти из порочного круга шаблонных предысторий о зомбиапокалипсисе – ни тебе зомби-вируса, ни злых демонов, ни всякой там религиозной мишуры. Вместо этого всё объясняется изменением градуса вращения оси Земли: оно влечет за собой ряд природных аномалий, более поздним из них становится воскрешение мертвецов. Само изменение оси вращения тоже объясняется: жадные корпорации, которые устроили шахтёрский бизнес на северном полюсе и пытаются всех уверить, будто это абсолютно безопасно для планеты.

Понравится ли вам этот фильм или нет во многом зависит от того нравится ли вам эстетика небольших, ухоженных городов. Потому, что на это тут делается очень большая ставка, весь фильм пропитан ментальностью маленького западного города. Всё очень спокойно, неторопливо, невозмутимо. А куда торопиться и что париться, если ты всю жизнь провёл далёком от урбанистической суеты месте, тут всегда всё спокойно, и качество жизни здесь – на вполне себе высоком уровне? Вот и сам фильм такой, умиротворяющий и расслабляющий.

Но не всё тут спокойная сказка, конечно же. В фильме очень много юмора, но дело в том, что юмор этот преимущественно весьма тонкий, и все шутки подаются с выражением лица прямым как кирпич, никаких тебе явных намёков со стороны ленты, типа "чувак, вот прямо сейчас будет шутка, тут ты должен посмеяться" или "видишь как все улыбаются? это потому, что им смешно!". Неа. Такого здесь и близко не будет, и многие к подобному не привыкли. Есть у местного юмора и обратная сторона: фильм почти что весь можно разобрать на цитаты. Учитывая, что это всё таки фильм про зомби, то некоторый градус насилия в ленте присутствует, но всё равно, это наверное самый некровожадный зомби-фильм, что я когда либо видел. И принять это тоже смогут не все. Но кто мог сделать это? Дикое животное или, быть может, несколько диких животных? Ладно, я немного отвлёкся.

Как я уже говорил ранее, в фильме очень много знаменитых актёров. Двух центральных персонажей играют Билл Мюррей и Адам Драйвер, первый - шериф, второй - офицер полиции.
Как я уже говорил ранее, в фильме очень много знаменитых актёров. Двух центральных персонажей играют Билл Мюррей и Адам Драйвер, первый - шериф, второй - офицер полиции.
Ещё одного полицейского персонажа играет Хлоя Севиньи.
Ещё одного полицейского персонажа играет Хлоя Севиньи.
Дэнни Гловер неожиданно вернулся на экран, былая звезда Голливуда.
Дэнни Гловер неожиданно вернулся на экран, былая звезда Голливуда.
Тильда Суинтон играет роль наиболее экстравагантного персонажа ленты, тут она является владельцем морга. А ещё, тут над её персонажем стебутся типа она странная поскольку эмигрантка из Шотландии, но в реальной жизни она действительно шотландка. Кстати, я раньше занимался этой темой с тренировками с японским оружием ближнего боя, было весьма забавно и прикольно увидеть подобное здесь, тем более в исполнении именно этого персонажа.
Тильда Суинтон играет роль наиболее экстравагантного персонажа ленты, тут она является владельцем морга. А ещё, тут над её персонажем стебутся типа она странная поскольку эмигрантка из Шотландии, но в реальной жизни она действительно шотландка. Кстати, я раньше занимался этой темой с тренировками с японским оружием ближнего боя, было весьма забавно и прикольно увидеть подобное здесь, тем более в исполнении именно этого персонажа.
Калеб Лэндри Джонс играет владельца местной заправки.
Калеб Лэндри Джонс играет владельца местной заправки.
Том Уэйтс может не из самых знаменитых и значимых персонажей фильма, но именно он играет главную роль второго плана - отшельник, живущий в лесу. Персонаж, который является скорее сторонним наблюдателем и комментатором происходящего, не принимая непосредственного участия в событиях фильма.
Том Уэйтс может не из самых знаменитых и значимых персонажей фильма, но именно он играет главную роль второго плана - отшельник, живущий в лесу. Персонаж, который является скорее сторонним наблюдателем и комментатором происходящего, не принимая непосредственного участия в событиях фильма.
И даже среди зомби есть знаменитости, Игги Поп – один из "крёстных отцов" панк-рока, альтернативного рока и гранджа. В прочем, даже на этом звёздный состав фильма не заканчивается, но думаю, что дальше идти уже смысла нет. Здесь почти каждое лицо в фильме – не самый последний человек в шоу-бизнесе.
И даже среди зомби есть знаменитости, Игги Поп – один из "крёстных отцов" панк-рока, альтернативного рока и гранджа. В прочем, даже на этом звёздный состав фильма не заканчивается, но думаю, что дальше идти уже смысла нет. Здесь почти каждое лицо в фильме – не самый последний человек в шоу-бизнесе.

Отдельно я бы хотел заострить внимание на Адаме Драйвере. Адам – молодой актёр, который достаточно быстро взлетел благодаря диснеевской трилогии Звёздных Войн. Из этой трилогии я смотрел только первый фильм (настолько шлак, что на следующие части я забил) и там персонаж Адама был просто ужасно ужасен, его можно было назвать одной из худших сторон того фильма. Но после этого фильма я могу сказать одно: актёр не виноват в том, что ему дали паршивую роль. Понятно, что малоизвестный актёр не стал бы отказываться от важной роли в Звёздных Войнах, какая бы она плохая не была бы. Ну да, он сыграл в том порожняке, но зато ему это дало возможность пробиться в более качественное кино, например как "Мёртвые не умирают". И тут он производит практически противоположное впечатление и понимаешь, что у актёра действительно есть потенциал.

Этот фильм можно считать своего рода прививкой от современного кинематографа. Точнее говоря, от его негативных сторон. Никаких тебе резких дёрганий и взрывов, никаких истерик и паник, никаких злобных маньяков, никакого тупого смотрилова по комиксам, что забывается мгновенно. Более того, в фильме есть три сцены в которых двое главных персонажей упоминают то, что они в курсе, что они находятся внутри фильма и... им вообще пофиг. И это классно! Первые две отсылки к этому легко пропустить, но последняя, под конец фильма, весьма очевидна.

Нельзя не отметить саундтрек: весь фильм по сути является одной большой рекламной кампанией кантри музыканта Sturgill Simpson и его песне, одноимённой фильму. Она появляется крайне часто, персонажи никогда не забывают обозначать, что это именно Sturgill Simpson, а иногда она появляется в фильме даже не звуча – показывают CD диск. Кстати, сам Sturgill Simpson тоже имеет эпизодическую роль в фильме, он играет зомби с гитарой. Но на нём саундтрек не заканчивается, тут так же хватает другого кантри, блюза и дрона / абстрактного гитарного эмбиента. Особенно доставляет, что почти при каждом появлении отшельника начинаются гитарный эмбиент, очень в тему. А? Что? Что это за песня? Это The Dead Don't Die, Sturgill Simpson. Мы ещё вам об этом напомним!

У фильма так же есть своя идеологическая сторона. Джим критикует культуру общества потребления и говорит, что многие люди при жизни не особо то и чем отличались от зомби. Поэтому после смерти они тяготеют к тем же вещам, что их интересовали в жизни. Наиболее запоминающиеся примеры: зомби пьющие кофе и зомби ищущие бесплатный вай фай для своего телефона. Всё это так же находит отражение в лирике песни от Sturgill Simpson, чуть ли не слово в слово. Конечно, это не фильм из разряда с большой ставкой на идеологию и глубинный смысл, типа там "Бойцовского клуба", но безыдейным смотриловом его уж точно не назвать. В прочем, когда это частично звучит в устах человека, который почти всю жизнь пробомжевал в лесу, это звучит как-то не особо убедительно и вызывает ехидную ухмылку. Хотя, быть может оно так и задумывалось.

Единственное слабое место в фильме – протащили немного предвыборной политики. Есть тут один негативный персонаж, в котором явно вырисовывается негативный образ электората республиканцев ака "не голосуйте за Трампа". Вот не надо было туда лесть, Джим. К счастью, сделано это не слишком назойливо и на качестве фильма не отразилось. В остальном же – отличное кино. Знаю, что подобное многим не зайдёт, но я бы сказал, что этот фильм можно назвать шедевром американского кинематографа текущего времени. От него получаешь эстетическое удовольствие, его приятно пересматривать, в нём много интересных деталей и крутых актёров. А что ещё то надо? And after life is over, the afterlife goes on… (Sturgill Simpson).