Привет всем читателям канала Fiasco Fobia! В Новом году мы продолжаем рассказывать наши фиаско-истории и исследовать известные-и-не-новые события под другим углом.
Сегодня, как и было обещано, главным героем будет еще один «властелин колец». Причем, в отличии от современных «властелинов» московского-кредитного-кольца, этот – уж точно настоящий, проверенный, как говориться веками.
Конечно, все уже поняли, что речь сегодня пойдет о великом немецком композиторе, музыканте, «сказитиле», инноваторе, и прочая прочая 19 века Рихарде Вагнере! Некоторые люди (в их числе – создатели Fiasco Fobia) искренне считают, что все мировое искусство делится на ДО и ПОСЛЕ этого человека.
И дело даже не в том, что написав «всего» 11 опер, у Вагнера из них ставят 10, хотя это и само по себе выдающийся результат. Примеры подобных «творческих успехов в арифметическом выражении» у других, более «плодовитых» композиторов не столь впечатляют: Пизанелло – 100/1 (правда, эта «единичка» - опера «Севильский цирюльник»), Доницетти – 70/6. Даже у «лидера рынка» - Джузеппе Верди ставят две трети из написанного.
Дело, как нам кажется, в том, что именно Вагнер первым понял, как нужно подавать и продавать музыку, оперу, да и вообще весь «интертеймент» широким массам потребителей. Создавать и продвигать «продукт» так, чтобы, в конечном итоге, это были бы уже не просто музыка/искусство/шоу, а именно лайф-стайл, масс-культ, масс-продакт и прочие красивые словечки.
Вот так и получились его триумфальные арт-бизнес проекты на основе старогерманских эпосов, и прежде всего «Кольцо Нибелунгов» - вершина творчества, она же лидер продаж и вишенка на торте.
Хотя…вот лично для нас-ФиаскоФобов, до сих пор остается загадкой: КАК (???) можно ЗАСТАВИТЬ пипл покупать (да еще и очереди за билетами, ну прям как за новыми айфонами раньше) билеты на 4 (!!) вечера подряд, что бы слушать/смотреть/понимать/ВОСХИЩАТЬСЯ «шоу», в котором: из кучи действующих персонажей в живых остаются карлик и три русалки – никакого хэппи-энду вам!!!
Не зря ведь великие современники Вагнера говорили, что его предпринимательский гений еще выше поэтического и музыкального! Вот уж реалмадрид “Casus Wagner”, как говорил Ницше.
И все это на фоне, мягко говоря, «крайне противоречивой личности» самого Вагнера. Ведь не секрет, что многие ценители искусства (и не только они) считают Вагнера «скорее дельцом, чем творцом».
А уж про «политический окрас» его произведений, и то, как они воспринимаются в разных странах, можно смело тиснуть докторскую с каким-нибудь крайне не политкорректным названием. Вон, в Израиле, например, постановка вагнеровских опер до очень недавнего времени была под негласным государственным запретом! А уж наши дедушки и бабушки, в большинстве своем, были уверены, что этот самый Вагнер был у Гитлера министром культуры…
Так о каком же фиаско «старины Рихарда» пойдет речь, спросите вы? Кругом сплошной успех, несмотря на «нюансы», вроде бы…
Но это только на первый взгляд! А все потому, что у Вагнера был еще фантастический талант (просто «супер-способность»!) делать…ДОЛГИ!!
Ведь Рихард, даже еще не став «великим Вагнером» наделал соооока долгов, что вынужден был…постоянно скрываться от кредиторов. Причем денюшки он тратил не на хлеб с водичкой, а исключительно на лакшери-удовольствия: шампанское ящиками, отели не ниже «пятерки», и даже наше любимое: коллекция павлинов. И всем так и объяснял: могу, мол творить, токмо в окружении роскоши.
Ну не мог тогда Вагнер читать Талеба и понимать, что все эти роскошь и долги делают его хрупким…Хотя, с другой стороны: ну как можно творить без коллекции павлинов?!
Самое интересное, что когда кредиторы почти приперли Вагнера к стенке, ему явился ангел-каратель-кредиторов молодой король Людвиг Баварский. И практически ВСЯ казна богатой Баварии стала работать на «идеи» этого «шоу-мена»: строятся замки «по мотивам», что называется; строится театр – для исполнения только ЕГО произведений, фестивали искусства в ЕГО честь и прочее.
И даже когда казна не выдержала, и деньги на строительство театра закончились, Вагнер проводит краудфандинг, обращаясь за финансами к поклонникам во всем мире…И ву-ля: бабки собрали, театру построили.
Но молодой король, под гнетом вагнеровских долгов (!!) вынужден был отречься от престола (и вскоре загадочно «утонуть» в окрестностях Мюнхена). Вагнер после этого уезжает в Венецию, где и умирает, в окружении все тех же, столь любимых им при жизни «друзей»: РОСКОШИ и ДОЛГОВ.
И вот снова, вроде бы все ясно: это фейл для Людвига, для института монархии (даже «просвещенной»), для баварской казны, в конце концов – эти выкрутасы короля и его фаворита поставили на грань разорения даже процветающую Баварию…
Просто, да не просто, скорее даже мистически (прямо как в ЕГО операх): король, может и без Вагнера бы сгинул, как и другие монархии. А что касается Баварии... Вот что сейчас составляет баварскую большую туристическую тройку? Верно: пиво, замки (людвиго-вагнеровские, они же «диснеевские», как Нойшванштайн) и сам Вагнер!
И при ближайшем рассмотрении, очевидное фиаско становиться не таким уж и очевидным… Кто знает, может именно эта ненасытность обладания «коллекциями павлинов» и давала Вагнеру такую силу убеждения, как сейчас говорят ХАРИЗМУ? Он мог убедить скупердяя-фабриканта продать именно ему – Вагнеру за бесценок прекрасный рояль, именно он – Вагнер убеждал и очаровывал министров, банкиров, кредиторов и…даже чужую невесту, которую он чуть не соблазнил, прямо при женихе, на свадьбе!
Да что там невеста с их женихом… От мужа своей «романтической любви» Матильды Везендонк, Вагнер благосклонно принимает и деньги и домик с садом! Это сейчас для кого фиаско вообще??
Вот уж действительно «Казус Вагнера», прав таки был Ницше…
До новых встреч на канале Fiasco Fobia, друзья и хейтеры!! Дальше будет еще много увлекательных фиаско-историй.
P.S.: мы редко рекомендуем что либо нашей публике, но сейчас сделаем исключение. Други!! Для тех из вас, кто увлекается классической музыкой, есть очень хороший блог Вадима Журавлева «Сумерки богов» - маст хэв просто!