Девочка из актерской семьи, проводившая много времени с родителями в театре, за кулисами, кажется, не могла избрать для себя иной профессии.
С места в карьер
Золотая медаль выпускнику школы в Советском Союзе открывает любые дороги. Елена Добронравова в 1950 году выбрала школу-студию МХАТ.
Ее тетя со стороны отца служила в театре Вахтангова. Скорее всего, именно она познакомила племянницу с главным режиссером Рубеном Симоновым, а тот посоветовал перевестись в базовое училище – Щукинское. Сразу после перевода студентка получила роль в постановке «Два веронца».
С такой поддержкой карьера Елене была гарантирована:
«Человек с ружьем»;
«Фома Гордеев»;
«Город на заре»;
«Гамлет»;
«Живой труп»;
«Принцесса Турандот»;
«Насмешливое мое счастье»;
«Дети Солнца».
До самой смерти Рубена Симонова в 1968 году актриса была регулярно занята в спектаклях. Ей доставались главные роли.
Путь в кино
В этот же период дебютантка начала и кинокарьеру. Фильм 1954 года «Большая жизнь» стал путевкой в кинематограф для Добронравовой и ее партнера Алексея Баталова. Картина получила один из призов Каннского фестиваля. Успех гарантировал множество встреч со зрителями, гастроли, восторженные взгляды на улицах.
Дальше приглашений было достаточно много, но ролей уровня «Большой жизни» не было. Стоит отметить «Их знали только в лицо» и «Портрет Дориана Грея». Названия остальных картин:
«Триста лет тому»;
«Город зажигает огни»;
«Золотой эшелон»;
«Завтрашние работы»;
«Рабочий поселок» современному зрителю не скажут ничего.
Кроме того, Елена Добронравова отличалась строптивым характером. Она не стеснялась высказывать режиссерам собственное видение ролей и даже развития сюжета. Неудачные пробы на главную роль в картину «Летят журавли» не казались критичными. Актрисе в 1957 году было 25 лет.
Демарш на съемках легендарных «Офицеров», где Елена в образе Любы Трофимовой считала, что необходимо показать любовь между ней и Иваном Вараввой, резко ухудшил имидж актрисы. Концепция верности главных героев воинскому долгу и семейным отношениям была стержнем всей картины. Добронравову немедленно заменили на Алину Покровскую. Репутация скандалистки для 39-летней актрисы оказалась крахом карьеры.
После 1971 года у нее была всего одна главная роль – в «Командире счастливой «Щуки». Остальное – либо эпизоды, либо экранизации спектаклей вахтанговского театра.
Театр после смерти Рубена Симонова
Популярный в Москве храм искусства в 1969 году возглавил сын великого режиссера, Евгений. У него уже были свои пристрастия, любимцы, концепции постановок. Елена Добронравова в них не вписывалась. До середины 80-х годов она играла часто, но уже на втором плане:
«Антоний и Клеопатра»;
«Лето в Ноане»;
«Господа Глембаи»;
«После разлуки»;
«Иркутская история»;
«Коронация»;
«Анна Каренина»;
«Великая магия».
С началом перестройки роли для Елены Борисовны закончились. Она не относилась к людям, которые при спаде карьеры быстренько находят для себя что-то новое и снова начинают блистать.
Личная жизнь и уход в одиночестве
В жизни актрисы случился единственный союз – с писателем Эдуардом Шимом (Шмидтом). Он начал с детских книг, затем переключился на сценарии мультфильмов и кинокартин для взрослых.
Совместная жизнь была яркой, наполненной встречами творческих личностей. Бытом занималась домработница. Елена к ведению хозяйства оказалась неприспособленной.
Детей у пары не было, потому что Елена посвящала себя только карьере. Она не делилась подробностями личной жизни с окружающими. Через какое-то время брак распался.
Выйдя на пенсию по возрасту, Елена Борисовна стала отдаляться от богемной среды, замкнулась в собственном мире. Она ушла из жизни в возрасте 67 лет 24 января 1999 года, похоронена за счет театра в родительской могиле.