Найти тему
Хвалев Павел

Лингвистические основы формирования грамотного письма у младших школьников

 Первоначальной функцией речи ребенка является функция общения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно с взрослыми, общение носит ситуативный, односторонний, эмоциональный, характер, вызывая желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. 

Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной, конкретной ситуацией. В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. 

Формирование орфографии предполагает умение выявлять, различать явления языка на основе, так называемого орфографического умения, который способен посодействовать школьнику задуматься, контролировать себя, когда это следует. Орфографический опыт школьников создается в процессе длительных упражнений и основывается на более обычных возможностях и умениях, подобных как: 

- навык письма, 

- умение изучить слово с фонетической стороны, 

- умение устанавливать морфемную структуру слова,

- вычленять из слова орфограмму; 

- умение применить правило.

Но, имеется слова, которые сложно контролировать их написание не подчиняется определенным законам. Подобным словам посвящён один из труднейших областей русской орфографии - правописание слов с непроверяемыми и трудно регулируемыми орфограммами. 

Возрастные нормы лексического запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения. Ребенок строит собственную языковую систему на основе речевых образцов, которые получает от взрослых. Данного «конструктивистского» подхода к проблеме освоения языка придерживается С. Н. Цейтлин. 

Словарь младшего школьника рассматривается в качестве рациональной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. Несмотря на количественное пополнение словаря основной «каркас» не изменяется (А. В. Захарова). 

Помимо расширения лексического запаса детей происходит организация слов в семантические поля.

Главные нюансы по развитию навыков грамотного письма рассмотрены в подобном области лингвистики, как орфография. 

Орфография - слово греческое и означает "правописание", по другому говоря, верное, соответствующее общепризнанным нормам письма. В научной литературе орфография обусловливается как система правил, которые обеспечивают единообразное написание в тех случаях, где, казалось бы, планируются различные написания. При помощи орфографии люди письменно контактируют между собою, могут ясно и четко сформулировать и высказывать собственные мысли. 

Правила орфографии опираются на:

-  грамматику, 

- морфемику, 

- этимологию, 

- фонологию, 

- словообразование.

Правила орфографии могут помочь подобрать аргументированное, разумное написание, гарантируют четкое, верное представление значения слова, которое служит гарантом единообразных написаний морфем. 

Русская орфография предполагает собою систему правил, которые базируются на конкретных принципах. 

Принцип орфографии представлет собой конкретные закономерности, лежащие в основе той либо другой орфографической системы, а также принцип отображения данной системы. 

Фонетический принцип - соответствующее друг за другом цепочки звуков в словоформах классифицируются на базе непосредственный взаимосвязи "звук - буква", без учета каких-либо других критериев.  Суть фонетического принципа заключается в том, что слова пишутся четко так же, как слышатся. Цель учащегося заключается в том, чтобы любой слышимый в слове звук грамотно соотнести с соответствующей ему буквой и записать данные буквы в необходимой очередности. 

Огромное преимущество данного принципа состоит в его простоте: он не требует знания каких-либо грамматических правил, и с точки зрения грамматики здесь ошибиться не возможно, ведь ученик пишет как слышит. Современные морфологические написания называют в некоторых случаях этимологическими, выделяя этим названием историческую сторону явления. 

Традиционный принцип в русском правописании - это такого рода принцип, при котором фонемы, пребывающие в слабых позициях, классифицируются одной из ряда букв, фонологически вероятных для обозначения данной фонемы. 

Фонологически же возможны буквы, соответственные фонемам, которые возглавляют фонемные ряды морфологической системы языка, в которые имела возможность бы вступать та либо другая подлежащая обозначению фонема слабой позиции. 

При обозначении фонем слабых позиций на базе традиционного принципа фонемные противопоставления в словоформах не нарушены, данные правила можно охарактеризовать фонемно-традиционным. 

Традиционный принцип заключается в сохранении написаний, которые не имеют уже опоры в нынешних словообразовательных и формообразовательных взаимоотношениях, а сохраняются только по традиции. 

В русском языке существует приблизительно 10% слов с непроверяемыми орфограммами. В первую очередь, это слова с безударными гласными в корне, которые невозможно проверить, подбирая другие словоформы либо однокоренные слова. Также серди них выделяются:

- исконно русские,

- взятые из других языков.

Также не меньшую сложность предполагает написание удвоенных согласных в корнях слов. В ряде слов затруднения порождает правописание непроверяемых и труднопроверяемых согласных.

Правописание некоторых слов основано именно на традиционном принципе.

Благополучность освоения непроверяемых написаний находится в зависимости от качества организации словарной работы в период школьного обучения. Однако нередко данная работа объединяется к механическому заучиванию сложных в орфографическом плане слов и написанию словарных диктантов. Как демонстрирует практическая деятельность, стойких позитивных результатов подобная работа не даёт. 

Е.С. Симакова считает, что качество освоения будет эффективнее, если обучающиеся больше встречаются с правильным написанием в живой речи. В процессе работы над формированием орфографических способностей у обучающихся следует основываться на понимание ключевых принципов орфографии в школе, а кроме того принимать во внимание возрастные и психические характерные черты детей, отличительные черты исследуемой темы и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что знание ключевых принципов орфографии дает возможность подводить итог изученных правил, а также обнаруживать в них общую регулярность - всё это может посодействовать педагогу дифференцированно построить методику изучения написаний, которые относятся к различным основам. 

Со словарными словами школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети встречаются с называемыми словарными словами. Число аналогичных слов с каждой страницей учебников по русскому языку, литературному чтению, математике, находящемуся вокруг миру и другим дисциплинам все более возрастает. Как правило, методика обучения их написанию базируется на крайне элементарное положение: написание любого словарного слова следует сохранить в памяти.