Небольшой исторический экскурс в одно из самых значимых мероприятий в мире оффроада, событие, которое послужило толчком к развитию внедорожного спорта в нашей стране! С него началось становление трофи-рейдов, и даже приставка «трофи» то есть «трофей, приз» в названии внедорожных соревнований – это дань уважения к великому и ужасному Кэмэл Трофи!
Поехали!
Кэ́мел-тро́фи - это международные внедорожные автомобильные приключения, которые проходили с 1980 по 2000. Они были столь масштабны и привлекли столько внимания, что в историю вошли с неофициальным названием «Олимпийские Игры 4x4».
Мероприятие не было рассчитано на профессиональных автогонщиков, более того, их участие было прямо запрещено. Кэмел-трофи позиционировался не как соревнование, а как приключение с соревновательным уклоном (ведь победители всё же были).
Почему я считаю, что эту историю должен знать каждый «джипер»: дело в том, что именно участие с 1990 года наших экипажей в Кэмел-трофи дало старт развитию внедорожного спорта в стране!
Для того чтобы стать участником было необходимо:
- достичь 21 года
- иметь водительское удостоверение
- пройти отборочные этапы
Сначала надо было пройти трехдневные отборочные этапы в своей стране, а потом выехать на международный. Причем отборочные этапы не уступали в сложности самой экспедиции!
Особое внимание уделялось, вы наверное подумаете – тасканию лебедочного троса и работе с хай-джеком, ан нет!
- тренировке навыков оказания первой медицинской помощи
- наведению временных мостов и постройки плотов
- обучению особенностям эксплуатации и обслуживания «лэнд-роверов».
Любопытные факты:
- Ехать на Кэмел-трофи в качестве участника можно было лишь один раз в жизни. Правда с некоторых пор экипаж стал состоять из двух участников от страны и двух журналистов, так вот журналистов это правило не касалось.
- Никто из победителей не получал никаких денежных призов, единственной наградой всем участникам была медная табличка с надписью на английском языке: «Ты сделал это».
- В первый год участвовало всего три экипажа и ехали они на Jeep CJ5. И только со следующего, 1981 года, постоянным поставщиком автомобилей для Кэмел Трофи стала британская фирма «Остин-Ровер». Для Land Rover Camel Trophy стал важнейшим рекламным ходом, а только что запущенный в производство Discovery сразу же снискал славу неприхотливой и надёжной боевой машины, обладающей при этом изрядным комфортом.
- Однажды организаторы решили изменить традиции и выкрасили автомобили в голубой, красный и серебряный цвета. Но нововведение не прижилось.
- В 1982 году помимо самого маршрута появляются спецзадания на умение преодолевать бездорожье и ориентироваться в неизвестной обстановке, со временем список спецзаданий значительно расширился и за их выполнение на награждении была одна номинация.
- В 1985 году после финиша участники экспедиции учредили особый приз «Тим Спирит» — «Командный дух». Добыть его можно только в том случае, если у тебя в крови не жажда славы, а дух помощи и своему товарищу по команде, и всем остальным участникам экспедиции.
- Победителей определяют не организаторы, а сами участники тайным голосованием. Для всех, кто когда-либо принимал участие в «Кэмел Трофи», эта командная награда не менее а, может, и более почетна, чем первое место в соревновании, потому как именно «Тим Спирит» наиболее полно соответствует духу «Кэмел Трофи».
- Первыми обладателями награды стали бразильцы Тито Розенберг и Карлуш Пробст.
- У истоков Кэмел-трофи стояла компания R.J. Reynolds Tobacco и бренд Camel, отсюда была первоначальная схожесть логотипа с пачкой сигарет. Однако через восемь лет, борьба с курением во всем мире достигла небывалых масштабов и была создана компания WBI. К ней перешли все права на товарный знак Camel Trophy, из логотипа которого исчез верблюд.
История...
Итак, в далеком 1980 году три западногерманских экипажа по два человека решили преодолеть транс-амазонскую трассу в Бразилии. Протяженность маршрута была 1600 км, нюанс был в том, что он существовал только на карте, ни одной дороги в действительности не было.
Путешествие длилось двенадцать дней и стало для экипажей самым настоящим ужасом: грязь, бездорожье, тучи насекомых, жара. При возвращении их приветствовали, как героев.
Поговорим о том, как Кэмел-трофи пришел в нашу страну.
Тогда это был СССР и случилось это в 1990 году, с отставанием в 10 лет от остального мира. Впервые в истории мероприятия участие приняло 16 команд и 300 журналистов со всего мира. Маршрут проходил от Братска через Лену на Байкал. Впервые Кэмел-трофи должен был состояться не в джунглях, а в Сибирской Тайге. Старт был дан на Красной площади в Москве. Из столицы вылетали грузовым самолетом Руслан и, чтобы он смог, с его размахом крыльев, приземлиться в аэропорту Братска пришлось даже снести два небольших здания.
Экспедиции предстояло двигаться сквозь сибирскую тайгу по старым дорогам-зимникам и вовсе без дорог, переправляться через многочисленные реки и ручьи, притом зачастую вброд. Бесснежная зима, ранняя весна и жаркое, безводное лето высушило топкие дороги, но тем не менее крепкого русского бездорожья экипажи "хлебнули" с лихвой.
33 автомобиля Land Rover Discovery новой модели с дизельными двигателями 200TDi вышли на маршрут. Из дополнительного оборудования были: лебедка, силовой бампер, модернизированная подвеска, шноркель, багажник. В сопровождении шли Land Rover Defender 110 модели. 10 дней тяжелой работы на бездорожье: броды, мягкие грунты, движение по руслам рек. Жизнь участникам осложняли полчища насекомых, на которых не действовали диковинные иностранные средства.
Помимо непосредственно движения по маршруту были спецзадания: фигурное вождение, работа с каноэ, ориентирование. 1650 километров пути. Победили в тот год Датчане, а награду Team Spirit получил Испанский экипаж. Наши соотечественники Анатолий Кузнецов и Марк Подольский тогда заняли предпоследнее место. С этого года 30-сантиметровая статуэтка бронзового верблюда станет постоянным призом Кэмел-трофи.
1991 год, маршрут Танзания-Бурундия, до этого африканский континент экспедиция штурмовала аж в 1983. 17 команд-участниц, в каждой четыре человека — два водителя и два журналиста, представляющих свою страну и вместе с ними еще двенадцать машин поддержки. Участники ехали вновь на дизельных Discovery, но на более практичных пяти дверных версиях.
Маршрут пролегал по пути известного шотландского исследователя Дэвида Ливингстона, который изучал истоки Нила в 19 веке. Большая часть из 1600 километров пришлись на тяжелое бездорожье и работу с лебедкой и лопатой. Во время экспедиции начался сезон дождей и участники здорово выбились из графика потратив почти неделю на преодоление участка который в сухую погоду проезжался за два часа.
Приз за спецзадания на этот раз получили Австрийцы, а Team Spirit представители Турции, они же выиграли и всё приключение. Россияне Вадим Савельев и Михаил Снарский заняли... 15-тое место.
В 1992 году Кэмэл-трофи отправляется в Южно-Американскую Гаяну.
Принять участие в этом удивительном приключении выразили желание около миллиона человек (!) почти из двух десятков стран — именно столько заявок пришло в адрес оргкомитета. В команде от СНГ едут Дмитрий Леонидов и Юрий Овчинников.
16 экипажей стартовали из бразильского Манауса в сторону границы с Гайаной. За 18 дней надо было достичь Джорджтауна на берегу Атлантического океана. Дорогу от границы Бразилии до Джорджтауна трудно было назвать дорогой в нашем понимании. Это залитые водой скотоводческие перегоны в саванне и узкие тропы с тяжелыми подъемами в экваториальном лесу.
Однако индейцы, встречавшие участников в редких селениях, говорили, что дождей не было с ноября и такой сухой погоды не помнят даже старики. Правда были и тяжелые дни: разгон, лебедка, лопата и снова разгон, лебедка... Так преодолевались трудные километры сельвы. В один из дней экипажи смогли пройти всего 11 километров, каждый из которых давался с боем.
Помимо машин участники преодолевали часть пути на лодках. Победу одержал Швейцарский экипаж, награда «за командный дух» ушла американцам и за специальные задания наградили представителей Франции. Наши соотечественники пришли одиннадцатыми.
1993 год, осенью на берегу Москвы-реки недалеко от Звенигорода состоялся отбор в национальную команду России для участия в «Кэмел-трофи-93». Двадцать четыре кандидата из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Ташкента, Челябинска, Липецка и Йошкар-Олы три дня боролись за поездку. А предстояло им отправиться на Борнео, он же Калимантан - третий по величине остров в мире.
Впервые маршрут закольцован в пределах одного штата. 18 стран, 1600 километров, 100 процентная влажность, невыносимая жара. Это был один из последних классических Кэмел-трофи когда ехали «из точки А в точку Б». Впервые большая часть заданий носила командный характер.
Часть дорог приходилось строить самим. Приз за спецзадания у команды из Франции, Team Spirit у представителей Испанских Канарских островов, главная победа у американцев.
1994 год, Южная Америка, маршрут проходит по территории трех государств: Аргентина, Парагвай, Чили. Россию представляет экипаж Борислава Казанкина и Александра Давыдова.
Из новшеств: кроме традиционного терратрипа, позволяющего точно подсчитать количество пройденных метров, в этом году спортсмены должны были уметь обращаться и с прибором глобального определения положения (Global Position System — GPS).
Это был самый разнообразный и насыщенный по рельефу маршрут: от низин рек до подъёма в Анды на высоту 5000 метров. Перепады температур от – 20 в горах до +40 в легендарной пустыне Атакама. Влажность от 100 процентов в джунглях до 0 в горах.
Кроме того, это был самый протяженный этап за всю историю: 16 команд преодолели самую длинную дистанцию в 2500 миль по чрезвычайно сложной местности.
Вот воспоминания одного из наших журналистов, который ехал в Российском экипаже:
«Что ни 500 метров, в ход пускалась лебедка. Причем в связи с отсутствием сколько-нибудь крупных деревьев всякий раз для лебедки приходилось закапывать якоря. К четырём вечера удалось за 10 часов продвинуться на 9 километров. По подсчетам руководителя экспедиции Йана Чапмена для достижения искомой границы нам бы потребовалось не менее двух недель. И он принял историческое решение — вернуться назад и использовать объездную дорогу. Первый случай за всю историю экспедиций. Это был, пожалуй, единственный участок пути, напоминавший грязевые ванны Малайзии и Гайаны.»
Главным врагом экипажей на этот раз была пыль: никакие фильтры, полотенца не спасали от удушающей пыли, которая забиралась сквозь все щели автомобиля. Вытряхивая каждый день воздушные фильтры, участники с ужасом представляли, что творится у них в легких.
Всё приключение выиграли Испанцы, Team Spirit завоевала команда из Южной Африки, а приз за спецзадание забрали Испанцы. Россияне финишировали с десятым результатом.
1995 год, памятен нам первой победой Российского экипажа в номинации «командный дух» и сделали это Сергей Пенев и Павел Богомолов. Приключение носило название «Земля Майя» и проходило по территории Центральноамериканских государства: Белиз, Мексика, Сальвадор, Гондурас, Гватемала.
Победителями стали Чехи, они же взяли приз за специальные задания.
1996 год, вновь Борнео – Калимантан, маршрут 1500 километров. Сезон дождей только закончился, а значит размытые дороги, снесенные мосты. Однодневные маршруты превращались в многодневные, графики летели к черту и все чаще вертолеты увозили на большую землю изможденных журналистов.
Алексей Сверков и Дмитрий Сурин стал самым сильным Российским экипажем за всю историю выступлений, они получили самый престижный приз «за специальные задания». Ребята выиграли оба этапа специальных заданий, несмотря на то что Сурин во время второго этапа был серьезно болен. Были даже подозрения на малярию.
В общем зачете россияне были восьмыми, главный приз достался грекам, награду «за командный дух» завоевал экипаж из Южной Африки.
К сожалению, это был последний год, когда преодолевался сложный маршрут.
Начиная с Монгольского этапа в 1997 году Кэмел-трофи больше напоминает туризм: в обязательное оборудование перестает входить сенд-траки и хайджек, зато на крыше появляются велосипеды и каяки.
Этот год стал переломным: количество специальных заданий превысило экспедиционную составляющую, что превратило Кэмел-трофи в спортивное многоборье с использованием каноэ, велосипедов и элементов спортивного ориентирования на местности.
Машины отошли на второй план, став лишь средством доставки от одного спортивного мероприятия к другому. Также впервые не стало единого конвоя и преодоления препятствий общими усилиями.
Победили в этом году Австрийцы, «командный дух» завоевали Шведы.
1998 год, Южная Америка, этап назывался «Огненная земля».
Впервые на смену брутальным дискавери приходит кроссовер фрилендер.
Впервые в Кэмел-трофи включены зимние виды спорта: в Патагонии термометр показывал до -30.
По сути мероприятие представляло из себя огромный геошешинг.
Общая протяжённость пути составила 5000 километров. Каждая команда пробивалась к финишу в одиночку. Стратегия прохождения маршрута выбиралась индивидуально: чтобы достичь намеченных точек, можно было воспользоваться горным велосипедом, каноэ, лыжами, снегоступами или сноубордами.
Победили на этот раз французы, а южноафриканцам достался приз за «командный дух». Россияне Игорь Баронас и Константин Агевнин заняли девятую позицию.
В 1999 году – Кэмэл-трофи был отменен
Год 2000, последний в истории Кэмэл-трофи…
На смену желтым внедорожникам пришли надувные лодки с двигателями Honda, участники преодолевали просторы тихого океана.
Первоначально планировалось, что маршрут пройдет между архипелагами Фиджи и Тонга. Но военный переворот на Фиджи спутал все карты, было решено провести соревнование на другой группе островов - Самоа. В итоге маршрут получил название Тонга - Самоа.
Всего же в нем приняло участие 32 экипажа, и впервые от России выступали женщины Анна Медведева и Татьяна Полякова.
Ну а дальше…
В связи с изменением международного законодательства о рекламе табачных изделий Кэмел-трофи потерял главного инвестора и ушел в великую историю автомобильных приключений. Сложно найти любителя бездорожья, который никогда не слышал про легендарное событие, давшее рост внедорожному движению во всем мире и в нашей стране!