Найти тему
Master Oigen

Ничего не меняется.Политические режимы и формы правления у Платона и Аристотеля.

Напомню вкратце,что в настоящий момент политические режимы подразделяются на:демократический,авторитарный и тоталитарный;и соответственно формы правления на республику,парламентскую и президентскую,и монархию,абсолютную и конституционную.Ну а мы перенесёмся на какие-то 2400 лет,в античную Грецию, и посмотрим,как эту тему раскрывали великие Платон и Аристотель.

В своих политических симпатиях Платон всегда склонялся к монархии,напомню,что он сам был из рода Алкмеонидов,бывших царей Аттики,в диалоге "Политик"прямо говорится о том,что политика-царская наука(Политик,259 с.).Собственно и весь диалог написан с позиции прославления монархической власти. В диалоге"Государство",считающимся не только главным произведением Платона,посвящённым общественной тематике,но и вообще главным в его философском наследии,кстати перевод названия условен,в подлиннике Политэйа,что скорее государственный строй,гражданство,конституция,перечисляются четыре добродетели идеального государства:мудрость,мужественность,рассудительность,справедливость(3,428b),которые распределяются между гражданами.С этих позиций критикуются существующие типы государства:тимократия,олигархия,демократия,тирания. Широкие массы населения вряд ли знают,что тимократия- политический режим.при котором власть находится у меньшинства,обладающего высоким имущественным цензом и является таким образом одной из форм олигархии,просто власти меньшинства.Тимократия-власть честолюбцев,как правило военных.

Ни Сократ,ни Платон,ни Аристотель не видели справедливости в том,что государственные дела решались в народном собрании. Ещё Сократ отмечал,что ни кормчего,ни плотника,ни флейтиста никогда не выбирают большинством голосов,в любом деле и уже,конечно,в деле государственной мудрости требуется специалист(Ксенофонт,Воспоминания о Сократе .П,1,17-18).Ну и самая яркая критика демократии у Платона:"Представь себе такого человека,оказавшимся кормчим одного или нескольких кораблей.Кормчий и ростом и силой превосходит на корабле всех,но он глуховат,а также близорук и мало смыслит в мореходстве,а среди моряков идёт распря из-за управления кораблём:каждый считает,что именно он должен править,хотя никогда не учился этому искусству,не может указать своего учителя и в какое время обучался.Вдобавок они заявляют,что учиться этому нечего,и готовы разорвать на части того,кто скажет,что надо.Они осаждают кормчего просьбами и всячески добиваются,чтобы он передал им кормчего.Иные его совсем не слушают,кое-кто отчасти, и тогда те начинают убивать этих и бросать их за борт.Одолев благородного кормчего с помощью мандрагоры,вина или какого-либо иного средства,они захватывают власть на корабле,начинают распоряжаться всем,что на нём есть,бражничают,пируют и,разумеется,направляют ход корабля именно так,как естественно для подобных людей.Вдобавок они восхваляют и называют знающим моряком,кормчим,сведущим в кораблевождении того,кто способен захватить власть силой или же уговорив кормчего,а кто не таков,того они бранят,считая его никчёмным.Они понятия не имеют о подлинном кормчем,который должен учитывать времена года,небо,звёзды,ветры-всё,что причастно его искусству,если он действительно намерен осуществить управление кораблём независимо от того,соответствует это чьим-либо желаниям или нет.Они думают,что невозможно приобрести такое умение,опытности в месте с тем власть кормчего(4,488 В-Е).Века прошли,а кормчие не изменились,как впрочем и толпа...Подлинного кормчего давненько не было.Эх,дороги и политики...Тиранию Платон рассматривал в духе греческой политической мысли как борьбу демоса против аристократии,в следующие периоды истории это тоже хорошо работало.

Отметим также,что власть в идеальном государстве Платона принадлежала не аристократии, как таковой,но духовной аристократии.Аристотель,написав свой трактат "Политика",стремился на основе теоретического обобщения опыта своих предшественников ,в первую очередь Платона,на основе обоснования идеи государственности выработать конкретную рекомендуемую, для достижения лучшего государственного строя,политику. Основные виды государственного устройства у Аристотеля распределяются следующим образом:три вида правильные-царская власть,аристократия,полития-и три отклоняющиеся от них-тирания-от царской власти,олигархия-от аристократии,демократия-от политии(4,1289,П,2).

Поскольку царская власть является первоначальным и самым божественным из всех видов госстроя,поскольку и тирания является наихудшим вариантом госустройства-и так-по убывающей(4,1289,П,2).

Царская власть-правление одного,имеющего в виду общее благо,тирания-правление одного ,руководящегося собственной выгодой,аристократия-правление немногих лучших,осуществляемое в интересах всех граждан,олигархия-правление немногих состоятельных граждан,думающих только о собственной выгоде,полития-правление большинства,отбираемого на основании определённого ценза и заботящегося об общем благе,демократия-правление большинства неимущих в интересах исключительно этого большинства.Соответственно в правильных типах государства проявляется надлежащая добродетель,в неправильных она отсутствует(3,8,12).

Напомним,что по мнению Платона возможен только переход из аристократии в спартанский строй,из спартанского строя в олигархию,олигархии-в демократию,демократии-в тиранию(Государство,6,564a-b).

Аристотель опровергает это положение.Он указывает в частности на то,что бывают и изменения и обратного порядка,когда,например,демократия переходит в олигархию,и при том чаще,чем в монархию,тирания переходит в тиранию,либо в олигархию,либо в демократию и т.д.,подкрепляя свои рассуждения обильным историческим материалом(5,1316-1325).

Кроме того,Аристотель констатирует существование отдельных разновидностей внутри госустройства(4,1289,4-15),отмечает,что политический строй некоторых государств объединяет в себе различные признаки госустройств( 6,1317,1),промежуточные формы между царской и тиранической властью,аристократией и олигархией,политией и демократией и т.д.

Аристотель выступает как сторонник существующего,но весьма редко встречающегося строя политии,который можно назвать по мнению А.И.Доватура условно-образцовым,ну а в последних двух книгах своего трактата он проектирует наилучший госстрой(аристэ политэйа).

Ну и в заключение,замечательные слова Аристотеля об олигархии неплохо было бы вывесить в самых видных местах госучереждений,монархия не случайно обладает стабильностью,но и она имеет свои границы,Карл 1,Людовик 16 и Николай 2 соврать не дадут,идеальное государство,вещь,конечно,хорошая,но по факту,абсолютная химера,история 20 века в помощь,аристэ политэйа нам и нашим далёким потомкам точно не грозит,хорошая новость,что любой политический режим рано или поздно перейдёт в другой,а я желаю вам не самого худшего из возможных.И не забывайте,что в истории человечества были совершенно другие типы культуры,где,например,совершенно не знали религии или где постоянно жили на уровне гомеостаза и существовали они достаточно долго,особенно по сравнению с современным доминирующим типом культуры,названным иудо-христианским,весьма агрессивным надо сказать.