Великий русский театральный режиссёр Константин Сергеевич Станиславский говорил: "Театр начинается с вешалки". В нашем же случае, не важно, занимаемся мы графикой, живописью, компьютерным артом, верно будет сказать: "Рисунок начинается с композиции".
Именно композиция является основой основ, тем базисом, без освоения которого вам не достичь мастерства в художественном искусстве. Прежде чем брать в руки кисть и начинать дирижировать ей в разные стороны всем многообразием цветовой палитры, в попытке выдать душевные порывы за тяжёлый труд и настоящее искусство, необходимо изучить основные правила. Сначала изучи, прежде чем ломать.
И сегодня мы с вами начнём изучать эту не простую науку. Чтобы в будущем, вы смогли не только свободно читать картины великих художников, понимая, что же хотел донести автор до зрителя, сопереживая ему, но и смогли грамотно выстраивать повествование своих картин.
Если говорить простым языком, то композиция — это формирование целого из частей и элементов. Её задача — это расстановка частей (элементов) рисунка таким образом, чтобы заинтересовать зрителя, пробудить его чувства, получить ответную реакцию от него. Композиция — это содержательно-формальная целостность, в которой все части связаны между собой, все элементы подчинены одному целому.
И сегодня я хочу поговорить о компоновке объекта рисования на листе. Сделаю это на примере чашки.
Поставьте перед собой на ровную поверхность на небольшом удалении от себя (но не менее, чем на вытянутую руку) любую чашку. Поставьте её или сами сядьте так, чтобы она у вас была примерно на уровне глаз или чуть ниже. Положите перед собой горизонтально чистый лист бумаги формата А4 (любой чистый белый альбомный листок).
Возьмите карандаш (все построения делаем только карандашом, чтобы неточности или неровные и лишние линии можно было стереть ластиком). И так, приступим. Перед нами лист — пространство, в которое мы должны закомпоновать наш объект рисования, в данном случае — это чашка. Сделать мы это должны так, чтобы она не получилась слишком маленькой (слишком далеко - рис. А) и слишком большой (слишком близко - рис. Б).
Одновременно с этим, наша чашка не должна "уехать" ни влево, ни вправо, ни вверх, ни вниз (рис. В и Г). Это будет очень важно, когда наша композиция будет состоять из двух и более предметов.
Для того чтобы подобное не происходило, нам нужно определить плоскость и размеры чашки относительно краёв листа. Для этого, отступив снизу листа не менее двух-трёх сантиметров, карандашом нарисуем тонкую горизонтальную линию — это будет наша плоскость, на которой стоит чашка (поверхность стола, тумбочки, комода и т.д.) И, примерно определив середину листа, проведём ещё одну тонкую, но уже вертикальную линию. Это и будет центром нашей чашки.
Я сразу рисую фломастером, чтобы вам было лучше видно, но вы рисуйте карандашом. Линии должны быть тонкими, чтобы в случае чего их можно было легко стереть ластиком и не повредить бумагу.
И так, когда мы наметили основание, на котором будет стоять чашка и её центр, мы смело можем обозначить контуры самой чашки: ширину и высоту, а так же наметить будущую ручку.
И затем, дорисовываем более сложную форму ручки, не забывая при этом о её толщине.
Когда чашка у нас закомпонована и построена, можно придать ей объём (но это отдельная тема, мы поговорим об этом позже) и удалить ластиком лишние (вспомогательные) линии.
Вот такая чашка у меня получилась. А что у вас? Делитесь в комментариях.
Фотографии частично из свободного доступа, частично авторские. Текст авторский.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки.
Подписывайтесь на мой канал: Планета творчества
Скоро ещё больше уроков и полезной информации.