Найти тему
Хозяюшка

Основы композиции: Азы компоновки предмета в листе для начинающих.

Великий русский театральный режиссёр Константин Сергеевич Станиславский говорил: "Театр начинается с вешалки". В нашем же случае, не важно, занимаемся мы графикой, живописью, компьютерным артом, верно будет сказать: "Рисунок начинается с композиции".

Именно композиция является основой основ, тем базисом, без освоения которого вам не достичь мастерства в художественном искусстве. Прежде чем брать в руки кисть и начинать дирижировать ей в разные стороны всем многообразием цветовой палитры, в попытке выдать душевные порывы за тяжёлый труд и настоящее искусство, необходимо изучить основные правила. Сначала изучи, прежде чем ломать.

-2

И сегодня мы с вами начнём изучать эту не простую науку. Чтобы в будущем, вы смогли не только свободно читать картины великих художников, понимая, что же хотел донести автор до зрителя, сопереживая ему, но и смогли грамотно выстраивать повествование своих картин.

-3

Если говорить простым языком, то композиция — это формирование целого из частей и элементов. Её задача — это расстановка частей (элементов) рисунка таким образом, чтобы заинтересовать зрителя, пробудить его чувства, получить ответную реакцию от него. Композиция — это содержательно-формальная целостность, в которой все части связаны между собой, все элементы подчинены одному целому.

-4

И сегодня я хочу поговорить о компоновке объекта рисования на листе. Сделаю это на примере чашки.

-5

Поставьте перед собой на ровную поверхность на небольшом удалении от себя (но не менее, чем на вытянутую руку) любую чашку. Поставьте её или сами сядьте так, чтобы она у вас была примерно на уровне глаз или чуть ниже. Положите перед собой горизонтально чистый лист бумаги формата А4 (любой чистый белый альбомный листок).

-6

Возьмите карандаш (все построения делаем только карандашом, чтобы неточности или неровные и лишние линии можно было стереть ластиком). И так, приступим. Перед нами лист — пространство, в которое мы должны закомпоновать наш объект рисования, в данном случае — это чашка. Сделать мы это должны так, чтобы она не получилась слишком маленькой (слишком далеко - рис. А) и слишком большой (слишком близко - рис. Б).

-7

Одновременно с этим, наша чашка не должна "уехать" ни влево, ни вправо, ни вверх, ни вниз (рис. В и Г). Это будет очень важно, когда наша композиция будет состоять из двух и более предметов.

-8

Для того чтобы подобное не происходило, нам нужно определить плоскость и размеры чашки относительно краёв листа. Для этого, отступив снизу листа не менее двух-трёх сантиметров, карандашом нарисуем тонкую горизонтальную линию — это будет наша плоскость, на которой стоит чашка (поверхность стола, тумбочки, комода и т.д.) И, примерно определив середину листа, проведём ещё одну тонкую, но уже вертикальную линию. Это и будет центром нашей чашки.

-9

Я сразу рисую фломастером, чтобы вам было лучше видно, но вы рисуйте карандашом. Линии должны быть тонкими, чтобы в случае чего их можно было легко стереть ластиком и не повредить бумагу.

-10

И так, когда мы наметили основание, на котором будет стоять чашка и её центр, мы смело можем обозначить контуры самой чашки: ширину и высоту, а так же наметить будущую ручку.

-11

И затем, дорисовываем более сложную форму ручки, не забывая при этом о её толщине.

-12

Когда чашка у нас закомпонована и построена, можно придать ей объём (но это отдельная тема, мы поговорим об этом позже) и удалить ластиком лишние (вспомогательные) линии.

-13

Вот такая чашка у меня получилась. А что у вас? Делитесь в комментариях.

Фотографии частично из свободного доступа, частично авторские. Текст авторский.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки.
Подписывайтесь на мой канал:
Планета творчества
Скоро ещё больше уроков и полезной информации.