ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА: АФРИКАНСКИЕ ОБРЯДЫ
Ритуалы в Африке, как и в других частях света, используют символы для выражения и передачи значений, вербальных и невербальных. В традиционных африканских обществах основной упор делается на выполнение ритуалов как на обычную, стандартизированную и символическую социальную коммуникацию, которая повторяется в соответствии с установленными шаблонами. Все африканские общества имеют различные возрастные ритуалы и отмечают переход от одного к другому, но не все имеют одинаковые ритуалы, как по количеству, так и по характеру. (1) пренатальные ритуалы (например, ритуалы для подтверждения беременности, для роста плода и для безопасных родов); (2) ритуалы именования; (3) ритуалы предпубертатного и пубертатного посвящения для вступления во взрослую жизнь; (4) обручение и брак; (5) инициация в престижные ассоциации взрослых; (6) ритуалы, возвышающие индивидов до высокого поста или до священнических функций; и (7) похороны (Turner
м образом, африканские ритуалы могут быть с пользой проанализированы в рамках категории "ритуалы жизненного цикла", или то, что было названо "ритуалами перехода" со времени публикации книги с тем же названием В 1908 году Арнольдом Ван Геннепом и расширено позже британским антропологом Виктором Тернером. Ван Геннеп выделил три фазы в таких ритуалах: ритуалы разделения, которые обеспечивают социально приемлемый способ ухода от прежнего статуса; ритуалы перехода, которые защищают участников во время опасного лиминального, или" промежуточного", периода; и ритуалы инкорпорации, которые гарантируют, что участники были должным образом восстановлены в обществе и узаконены сообществом в их новых ролях. Тернер утверждал, что весь ритуальный процесс, от разделения через переход к инкорпорации, может быть понят как лиминальный, потому что каждая фаза происходит во времени между временами и в пространстве, которое отделено от других мест.
Поскольку Африка состоит из обширных регионов и многочисленных традиционных обществ, примеры отдельных групп из разных частей континента иллюстрируют то, как понимаются и практикуются различные обряды перехода.туал Рождения Ндебеле
Типичный ритуал рождения у народа Зимбабве, говорящего на языке ндебеле, начинается с того, что женщина покидает своего мужа на девятом месяце беременности, чтобы отправиться в дом своих родителей. Это представляет собой фазу разделения, которая включает в себя женщин, готовящих комнату, полируя пол коровьим навозом. После тщательной уборки в комнату никого не пускают до тех пор, пока мать не приблизится к сроку родов. Когда приближается время рождения, начинается предельная фаза ритуала. Беременную женщину сопровождают в палату ее мать, бабушка и другие женщины, помогающие в родах. Когда женщина рожает, ни одному мужчине входить в комнату запрещено, даже ее мужу. Прежде чем прикоснуться к беременной женщине, женщина, выполняющая роль повитухи, обычно бабушка, моет руки в воде, содержащей травы, прописанные народным целителем. Когда ребенок выходит из материнской утробы, акушерка первая прикасается к нему, смывая кровь лечебной водой. Затем пуповина ребенка перерезается, но часть ее остается висеть до пупка и перевязывается веревочкой. Затем акушерка снова моет ребенка в лечебной воде. Пока ребенок спит, но до того, как ему разрешат кормиться от матери, в комнате разводят огонь. Специально подобранные травы кладут на огонь, который позволяют свести к горящим углям. Затем ребенка будят и помещают его голову в дым от костра, содержащего травы. Ребенка можно подержать над огнем более часа, прежде чем ему будет позволено сосать у матери. На следующий день тот же самый процесс помещения ребенка в дым от лечебного огня повторяется и продолжается до тех пор, пока пуповина не отвалится, что может занять до недели. После того, как пуповина отпадает, лиминальная фаза заканчивается, когда ребенок распознается как личность и получает имя. В знак того, что мать и ребенок были включены в общину, люди за пределами комнаты приглашаются, чтобы отпраздновать рождение, принося подарки; только после этого отцу ребенка разрешается увидеть его ребенка. Для завершения ритуала отцу дают кусок пуповины, который он относит на место рядом с усадьбой и хоронит, вознося благодарность предкам и прося их защитить новорожденного ребенка. После этих событий отец, мать и ребенок возвращаются в дом отца, полностью реинкорпорированные в общество в своем новом статусе родителей с ребенком (Cox, 1998).
обряды Посвящения Агикую
Агикуйю Кении организованы вокруг возрастной системы (Марика), и поэтому обряды инициации мужчин и женщин (Ируа) играют центральную социальную роль. Они включают в себя длительные и интенсивные ритуалы полового созревания, которые завершаются мужским и женским обрезанием. Хотя мальчики и девочки отправляются в разные места для проведения ритуалов, те, кто обрезан в одно и то же время, считаются ровесниками, и те, кто обрезан в одно и то же время года, считаются ровесниками. Процесс разделения начинается с забоя козы, которую съедают, пока члены расширенной семьи под руководством главного старейшины рассматривают, не нарушил ли кто-нибудь из них какие-либо социальные правила, которые могли бы причинить вред посвященным во время обряда перехода во взрослую жизнь. Если обнаруживается какое-то нарушение социального кодекса, посвященным не разрешается принимать участие в ритуале до тех пор, пока не будет совершен ритуал очищения семьи. Если правила не были нарушены, то следующий этап подготовки проходит с забоем еще одной козы, которая посвящена предкам. Те, кто должен быть посвящен, затем покидают свои собственные семьи, чтобы пойти в другие, "усыновленные" семьи для фактического ритуала. Это сигнализирует о том, что они отделяются от своих биологических семей и становятся частью более крупного сообщества Агикуйю. Посвященные поют и танцуют всю ночь в усадьбах своих приемных семей. На следующее утро церемониальные старейшины помазывают их белой землей, которая считается священной. Затем следуют другие ритуалы, включая новые танцы и пение, состязательные игры между посвященными и дополнительные церемонии очищения. Когда совершаются настоящие обрезания, каждый посвященный получает поручителя, опытных женщин для девочек и старших мужчин для мальчиков, которые в первых случаях ухаживают за ранами, вызванными разрезанием гениталий. После завершения обрезания мальчики и девочки остаются в уединении до тех пор, пока их раны не заживут, и в течение этого времени их наставники полностью обучают их социальным и моральным нормам общества Агикуйю, включая половое воспитание. Затем они возвращаются из периода уединения, чтобы быть признанными членами общины как "новые" взрослые. Им позволено оставаться неподвижными в своеобразной лиминальной фазе в течение нескольких недель, как бы в отпуске, без каких-либо обязательств. Наконец, они включаются в сообщество как взрослые через ритуал, называемый менджо это означает, что во время ритуалов они были превращены в разных людей; они были отделены от своих биологических семей в детстве и вернулись, как бы переродившись, как взрослые (Hinga, 1998).
Брак в культуре Тсвана
В большинстве африканских обществ родственные отношения тесно связаны с экономической безопасностью, обеспечиваемой деторождением. Поскольку брачные ритуалы укрепляют союзы между родственными группами, они формализуют материальные условия, на которых эти союзы были заключены и от которых зависит продолжение рода. В традиционном обществе Тсвана в Ботсване, например, фаза разделения в брачном ритуале отмечена соглашением между семьями мальчика и девочки о формальном родственном Союзе. Это может произойти даже тогда, когда мальчик и девочка являются детьми, или в некоторых случаях даже до их рождения. Следующий этап отделения женщины от ее собственной семьи включает в себя выплату (богади —иногда переводится как" выкуп за невесту") от семьи мужа к семье жены (Amanze, 1998). Хотя сегодня компенсация часто производится наличными деньгами, обычно выкуп за невесту удовлетворяется предложением скота семье девочки, обычно от четырех до десяти голов, причем количество полностью определяется семьей мальчика. Как только оплата произведена, считается, что девочка вступает в лиминальную фазу, которая передает ее труд и ее детородные свойства семье ее мужа. В некоторых частях общества Тсвана, особенно в тех районах, где сохранились давние традиции, эта стадия продлевается тем, что мальчик живет с девочкой в родительском доме в течение года, в течение которого девочка может забеременеть в знак того, что она фертильна. Если по какой-либо причине она не сможет родить детей, договор между семьями может быть расторгнут. В этом смысле лиминальная фаза становится потенциально опасной, поскольку супруги еще не включены в общество, что происходит только тогда, когда супруги возвращаются, чтобы создать семью в родительском доме мальчика. Хотя эта система брака основана на строго определенных родственных отношениях, которые в некоторых смыслах весьма специфичны для культуры Тсвана и ее подгрупп, с точки зрения ритуальной деятельности, она соответствует общей модели во всей Африке, согласно которой брак никогда не возникает между двумя людьми, а основывается на договорном соглашении между двумя расширенными семьями (Schapera, 1950).
ященное царствование среди Эдо
Хотя посвящение в священное царствование среди народа Эдо (Бенин) Нигерии начинается с серии похоронных ритуалов для умершего короля, его лучше всего классифицировать как обряд перехода на высокий пост. Ритуалы смерти для короля Бенина (оба ) соответствует годовым циклам природы, поскольку считается, что он представляет в своем лице различные природные духи, которые необходимы для обеспечения благополучия людей. По этой причине он рассматривается как качественно отличный от других людей и сам становится объектом поклонения. Считается, что он не ест и не пьет, как другие люди. Принимаются тщательно продуманные меры, чтобы уберечь его от болезни, но если он все-таки заболевает, то в народе об этом не упоминается. Вернее, оба говорят, что он спит, как выражается пословица: "леопард отдыхает." Поскольку оба символизирует весь народ Эдо в его лице, когда он умирает, его старший сын (наследный принц, или эдайкэн ) выступает от имени всего народа квазиисторическими легендами, которые рассказывают о великих деяниях, совершенных царственными предками. Эта драматизация подкрепляется графически и конкретно изображениями прошлых обов, которые были отлиты в бронзе и размещены на родовых алтарях вокруг дворцового комплекса. После похорон своего отца, эдайкена начинается годичный процесс отделения от своей роли принца, вступает в предельную стадию и, наконец, включается в общество Эдо в своей новой роли божественного земного правителя, оба Бенина. Во время опасной лиминальной фазы жизненные циклы эдайкена ритуально повторяются, пересказывая сначала его переход от детства к юности, затем его период в качестве новичка в обучении, изучающего княжеские обязанности, и, наконец, его подъем к полной зрелости как оба. Церемонии завершаются, когда наследный принц устанавливается как оба тот, кто в глазах людей превратился из человека в того, кто священен (Kaplan, 2000).
Похоронные Ритуалы Лимбы
Среди Лимба Сьерра-Леоневера в способность духов предков влиять на живых людей подтверждается тщательностью, с которой проводятся погребальные ритуалы. Погребальные обряды считаются первыми шагами в превращении умершего в предка. В фазе разделения труп должен быть очищен, завернут и ритуально подготовлен к погребению, только после чего могут быть заполнены социальные роли, оставленные умершим, и имущество распределено между ближайшими родственниками. Со времени погребения до ритуала под названием аборех совершается, проходит период от сорока дней до одного года, в течение которого дух умершего находится в состоянии лиминальности, ни в мире живых, ни в обществе предков семьи. Ритуал аборе, который длится одну неделю, должен быть проведен для осуществления перехода, который выводит дух умершего из состояния опасного блуждания по кустам к тому, кто принимает на себя наследственные обязанности, такие как защита семьи от несчастий, болезней и колдовских нападений. Если покойный был членом тайного общества (Гбангбани для мужчин; Бондо для женщин), в течение первых нескольких дней ритуала аборе члены тайного общества совершают особые обряды, посещение которых посторонним запрещено. Когда ритуал становится достоянием общественности в конце недели, в нем участвует вся община. Особое значение в общественном ритуале имеют певцы, которые прославляют предков умерших, повторяют имена и деяния предков и призывают предков принять умершего как одного из них. В последний день ритуала, на рассвете, некоторые старейшины приносят к могиле умершего белую птицу. Рис кладут на могилу, в то время как главный старейшина, который держит в руке курицу, восхваляет предков и умоляет их снова принять умершего среди них. Когда старец заканчивает свою речь, птица выпрыгивает из его руки и ест рис на могиле, чтобы показать, что дух умершего теперь принят как предок. Затем птицу убивают, и ее кровь льется на могилу. После завершения жертвоприношения камень, известный как бетия он берется из могилы умершего и хранится в специальном контейнере на усадьбе, символизируя, что умерший теперь стал предком и может защитить семью от несчастий (Джон, 1999).
Вывод
Дополнительные примеры можно было бы умножить как в типах ритуалов, так и в различных обществах, чтобы проиллюстрировать множество способов, которыми ритуалы перехода практикуются и понимаются в Африке. Тем не менее эти примеры, тесно связанные с переходными этапами, описанными Ван Геннепом и Тернером, показывают, что для практикующих африканские коренные религии жизненные кризисы успешно преодолеваются путем точного и тщательного выполнения ритуальных действий. Таким образом, африканские общества осознают важные социальные перемены и в то же время обеспечивают сохранение традиционной власти.