Как всем известно в 2014 на фоне падающего рейтинга национальный лидер России, он же артист всея Руси шедеврально проводящий ежегодные бенифсы по центральным каналам по теме кому на Руси жить хорошо ввязался в авантюру.
Случай как раз подвернулся удачный, на Украине произошел переворот.
Можно в отдельной теме рассуждать, что было сделано и не сделано для противодействия перевороту со стороны России. Это отдельная тема.
Часть регионов взбунтовалось, что привело такому явлению как Русская весна.
Итог всем известен, вышедший из состава Крым с сохранённой воровской властью, война на востоке Украины и обманутые жители Донбасса Россией.
Предисловие конечно длинное, но один из результатов всего этого санкции введённые западными странами, что унизительно к таким санкциям присоединяются даже такие слабые страны как Грузия и прочая незначительная мелочь.
Санкции против России ввели, конечно Россия могла предпринять адекватные действия и ввести свои санкции действенные санкции, но были введены вполне идиотские санкции на ввоз сельхозпродукции. Почему идиотские, так это вопрос именно экономического образования.
Поскольку в заголовке указано имортозамещение и указан факт остановки Юргиского машзавода, буду говорить именно об потугах Российской власти насолить нашим так называемым западным партнёрам в плане перекрытия им доступа на рынок поставок горной техники в Россию.
Так же стоит упомянуть и поднятии с колен, именно касаемо сферы производства горной техники, введённые санкции предполагали увеличение производства горной техники именно российскими производителями, что конечно же должно было увеличить производственный потенциал России.
Итак страны запада и сочувствующие вводят против России санкции, Россия в ответ в том числе вводит запрет на закупку горной технике в США и странах Западной и восточной Европы.
На момент введения данного запрета российские предприятия производили порядка 70 процентов горной техники для предприятий занимающихся разработкой полезных ископаемых. Остальное ввозилось из вне.
Через три года действия данного запрета рынок продаж горной техники изменился. В силу того что с введением санкций Россию накрыла очередная волна кризиса на фоне снижения цен на энергоносители этот самый рынок горной техники ужался.
В то же время на фоне падения рынка горной техники произошло и перераспределение долей, как писалось выше 70 процентов производилось внутри России, 30 процентов ввозилось, с введением запрета на ввоз иностранной техники ее доля на рынке возросла до 70 процентов, а следовательно доля российской техники упала до 30 процентов.
Довольно странный результат при действующем запрете на ввоз иностранной техники.
А что же фигурирующий в заголовке Юргинский машзавод.
Для начала хотелось бы описать что из себя представляло действующее предприятие времён СССР, Ельцинской, Путинской России до 2014.
К концу существования СССР Юргинский машзавод производил башенные краны 36 штук в год, для пояснения к сочинской олимпиаде во Франции для стройки олимпийских объектов были закуплены башенные краны, каждый кран стоит 100 млн евро. Для столь огромного заказа был построен целый завод, настолько много нужно было закупить башенных кранов.
1200 автомобильных и башенных кранов в северном их исполнении.
10000 погрузчиков в год, прицепы для легковых автомобилей, маслоотжимные агрегаты, электрические обогреватели для обогрева квартир, стиральные машинки и мало того весь этот объём составлял не более 40 процентов от производственной программы завода. Остальная продукция производилась для армии и флота.
На юргинском машзавода произвели обшивку трёх буранов, кто помнит это многоразовый космический челнок. Каждая плитка обшивки имела индивидуальную поверхность.
Именно Юргинский машзавод произвел первую систему ПВО С300.
А кто знает о российском железнодорожном ракетном комплексе, данный комплекс был по соглашению с США порезан на металл. Именно Юргинский машзавод произвел данный комплекс, конечно ракеты не производились на данном заводе.
На заводе существовал филиал сибирской академии наук по роботизации, в 41 цехе была смонтирована линия производства без человеческого участия.
Помните в начале девяностых показывали про Японию, какая Япония передовая страна, есть безлюдные технологии производства, а в Сибири что то подобное тоже существовало, но кому это было интересно.
Промышленность доставшаяся России от бывшего СССР тяготила российское руководство.
Всего на заводе вместе с лесхозом и совхозом работало 32500 человек. По заводу ездили автобусы и развозили людей от проходной к цехам и обратно.
В ельцинское время завод сильно сдал, вместо трёх башенных кранов в месяц стали производить один кран.
К 1994 году завод выполнил крупный оборонный заказ, оснастив самы на то время мощный крейсер российского флота Москва боевыми системами, за данный заказ государство с заводом своевременно не рассчиталось, после первой крупной забастовки спустя полтора года оплата была произведена, но кто помнить про инфляцию тех времён, тот поймет что реально долг не был выплачен.
Производство кранов и погрузчиков так же упало. Немалую долю к имеющимся проблемам приложило и тогдашнее руководство завода.
Все наверное помнят как тогдашние директора прибрали к рукам предприятия. Образовывались коммерческие структуры через которые шли финансовые потоки, предприятия вроде что-то производили а деньги являвшиеся тогда дефицитными в экономике получали эти карманные фирмочки, которые потом выкупали задолжавших предприятия у государства за деньги фактически заработанные этими предприятиями.
Не обошла эта судьба и Юргинский машзавод.
Конечно трудно было тогда в России и бывшем СССР найти покупателей кранов, стройки встали.
Но Юргинский машзавод нашел заказ для Египта на 150 кранов. Для справки в 2012 завод производил по 4 крана в месяц да и то для предприятий принадлежащих собственнику завода.
Заказ кранов для Египта шел через фирму имеющую тесную связь с руководством завода.
При заключении контракта были прописаны штрафные санкции перед данной фирмой. Конечно и фирма имела обязательства по штрафным выплатам перед Египтом, но они были заведомо ниже.
Сложилась странная ситуация, вся территория завода была заставлена готовыми кранами, но заказ перед Египтом не был выполнен во время, что привело к выплате крупного штрафа, на чем и заработала фирма посредник.
Но тем не менее к 1998 году завод пришел с коллективом в 15000 сотрудников, производство держалось на уровне одной пятой от 1991 года.
В 1998 году грянул дефолт, на короткое время в правительство пришли коммунисты, всего на 8 месяцев, об этом сейчас усиленно пытаются забыть.
У завода появились денежные заказы, завод стал уходить от бартера. Начался рост производства.
В октябре 1999 к власти пришел национальный лидер, о коем писалось в начале статьи. В экономической политике была сделана ставка на рост добычи нефти и надежду на рост ее цены.
В данных условиях Юргинский машзавод пытался работать, основная ставка была сделана на производство горной техники для шахтеров, это комбайн К500Ю, очистные комплексы. Завод производил в год около 4 комплексов, и в целом занимал 75 процентов рынка по производству техники для угольных шахт.
Но взятый экономический курс национальным лидером давал о себе знать, переодически происходили кризисы с наличием заказов. Первый произошел в 2002 и численность сотрудников с 15000 пришлось сократить до 12000.
Далее был кризис 2005, численность упала до 10000 сотрудников.
Администрация области заинтересовала в 2005 Южкузбассуголь взять Юргинский машзавод, появились заказы, но последовал 2008 год, к этому времени собственником был бизнесмен с Украины Нусенкис.
Кризис удалось пережить, к 2011 году на заводе работало 5600 сотрудников.
Велась разработка принципиально нового комбайна К750Ю, был изготовлен опытный автомобильный кран 50 тонн, выпускались и 40 тонные краны.
В 2012 году упали цены на уголь и холдинг принадлежащий Нусенкису не смог обслуживать кредиты и обеспечивать завод заказами. Начался велотекущий процесс гибели завода.
Как уже было описано ранее в 2014 году были введены запреты на закупку горной техники.
В то же время Юргинский машзавод перешёл под управление принадлежащей государству корпорации Уралвагонзавод.
К этому времени, не смотря на серьёзное сокращение персонала, Юргинский машзавод был способен производит шахтовые крепи, скребковые конвейера, дробилки угля, проходческие и очистные комбайны для угольных шахт, для разрезов производились ковши экскаваторов. Ещё существовало производство автомобильных и самоходных кранов. Был разработан гусеничный самоходный кран, способный передвигаться по болотам для нужд нефтяников, производилось подъёмномачтовое устройство по заказу микран для нужд армии. Металлургическое производство производило поковки, изготавливались заготовки для орудийных стволов пушек 2А88. Завод разработал технологию для изготовления казённой части орудия танка Армата. Первые танки в количестве пяти штук показанные на параде победы имели казённую часть производства Юргинского машзавода. Среди оборудования завода имелась машина центробежного литья труб. Таких машин в советском союзе было всего три, одна в Юрге, вторая на Украине, третья в бывшем Ленинграде.
Имелся станок глубокого сверления в штоках гидроцилиндров. Единственный конкурент по производству данного вида работ в России находится в Санкт Петербурге.
На рынке поставок оборудования для угольных шахт основными игроками являлись такие фирмы как JOY британско американский концерн, DBT из ФРГ, KSW Чехия, клоны JOY из Польши фирмы Glinik, Fazos, Kamex, шведская Sandvik. Можно было справедливо полагать после начала санкционной войны и запрета на закупку иностранной техники уход данных игроков с рынка.
Однако забегая вперёд можно сказать на конец 2020 данные фирмы работают в России без каких либо проблем.
С огромным для себя трудом в 2018 году Юргинский машзавод наконец то смог изготовить комбайн К750. Данный комбайн не имел редукторов, замену им составила электрика. Порядка шести лет Юргинский машзавод искал подрядчиков для производства электрической части. Сначала заказ был передан фирме из Новокузнецка, но требуемые параметры не были достигнуты, агрегаты сгорали, следующий подрядчик был найден на урале и этот подрядчик не достиг успеха. Изготовление пришлось передать в Польшу.
В то же время переход Юргинского машзавода под управление Уралвагонзавода был воспринят коллективом с оптимизмом. Сотрудники завода наивно предполагали что переход из частной собственности в собственность государства оградит завод от руководителей не имеющих опыта в машиностроении, государство возьмёт под контроль дирекцию завода в вопросе назначения зарплаты. Прекратится разворовывание собственности завода.
В этой связи стоит озвучить факт. Находясь в собственности Нусенкеса завод управлялся директором Александровым. К моменту ухода Александрова, на архив завода прекратил печатать технологии и чертежи в виду отсутствия бумаги.
Работники архива были переведены на урезанный график работы.
Перед уходом директора Александрова сотрудники архива были выведены на усиленный график работы, были сделаны копии чертежей кранов и всех самых свежих разработок, с завода было вывезено несколько грузовиков с чертежами.
Таким образом коллектив надеялся что назначенный государственным Уралвагонзавод директор Самоукин прекратить вакханалию как по разворовывание интеллектуальной собственности завода так и будет наведён контроль с зарплатами управленцев.
После истечения первых месяцев до коллектива стала доходить информация, зарплата фактически государством назначенного директора была выше зарплаты предыдущего директора.
Данные указывали на размер от 1.3 до 2.1 млн руб в месяц в зависимости от от месяца.
Притом новый директор показательно получал зарплату с такой же задержкой как и весь коллектив, где зарплата начиналась от 6 тыс в месяц.
Поскольку юрга город маленький новый директор каждые выходные предпочитал отдыхать в клубах Томска.
Добирался каждый раз директор в Томск на заводском автомобиле, который заправлялся бензином за счёт завода.
Так же в виду того что основное место директора Самоукина было в Москве, не реже одного раза в месяц директор летал в Москву за счёт средств завода.
Поскольку Юргинский машзавод изготавливал оборудование для шахт, ежегодно завод участвовал в ежегодной выставке Уголь Майнинг в г Новокузнецк. В рамках этой выставки инженерно технические работники в течении двух дней посещали выставку и знакомились с разработчиками иностранных конкурентов.
И в рамках данной выставки директор фактически назначенный государством ввёл нововведения. Для доставки сотрудников завода было запланировано финансирование в размере 40000 рублей.
Волевым решением директор Самоукин отменил финансирование доставки сотрудников завода на выставку.
Несмотря на данное решение, к экономии средств находящегося в трудном положении данное решение не привело.
Все объяснились просто, 40000 рублей директор Самоукин перенаправил в виде командировочных для оплаты посещений ресторанов с целью осуществления питания собственной персоны на время выставки.
Постепенно стало понятно, что несмотря на то что Самоукин перед назначением директором на Юргинский машзавод работал в машиностроительной сфере, нужного образования как машиностроитель Самоукин не имел и на предыдущем месте работы больше являлся специалистом в финансовой части.
Поскольку финансовое положение Юргинского завода привело к аресту его банковских счетов, а директор Самоукин не смог должным образом наладить работу завода, директором Самоукиным было принято решение начать распродавать оборудование завода и здания цехов на металлолом. Даже в самые мрачные ельцинское времена с годовым долгом по зарплате завод не распродавал собственное оборудование.
Для обеспечения контроля за финансами завода директором Самоукиным был назначен на должность финансового директора родной брат.
Финансовым директором Самоукиным для спасения средств вырученных от распродажи завода от ареста было организовано две личных фирмы, на счета которых поступали выпученные средства.
В 2017 Юргинский машзавод постигло новая смена руководства. Завод в виду сложного финансового положения Уралвагонзавода перешёл под управление корпорации РОСТЕХ.
Под управлением РОСТЕХА Юргинском машзаводом удалось поруководить даже бывшему председателю садового кооператива из г Кемерово.
Руководство Кемеровской области постоянно пыталось найти инвестора, одним из инвесторов могла стать Уральская горнометаллургическая компания (УГМК), которая в том числе владеет компанией Кузбассразрезуголь и потенциально имела возможность загрузить Юргинский машзавод .
Однако по непонятным причинам РОССТЕХ, не смотря на то что Юргинский машзавод под управлением данной корпорации продолжал работать в убыток, постоянно задерживалась зарплата, воспротивился передаче завода под управление УГМК.
За период 2017 по 2020 из состава завода была выведена ТЭЦ обеспечивающая и завод и город теплом, коллектив к концу 2020 был сокращен до 1000 сотрудников.
ТЭЦ в своё время была введена в строй в 1942-1943 году. Котлы кроме пиковых английского производства, к примеру кран подающий уголь со склада также английский.
Перед началом отопительного сезона данное уникальное оборудование проходило ремонт. На тот же кран просто негде закупить запасные части.
После вывода ТЭЦ из состава завода, ТЭЦ была признана стратегическим объектом и сотрудников ТЭЦ обязали под страхом привлечения к уголовной ответственности не разглашать любую информацию происходящую на ТЭЦ.
Забегая вперед, в феврале 2021 английский кран банально сожгли, город от замерзания спасло только лишь потепление, минимальные объёмы угля допустимо подавать бульдозерами, но вопрос восстановления крана никуда не делся. а следовательно в новом отопительном сезоне возможны большие проблемы.
Итак вернёмся к самому заводу в столь длинном повествовании.
В начале 2020 года забрезжила маленькая надежда. завод получил большой заказа на ремонт и изготовление шахтных крепей.
Также стоит отметить ещё одну особенность вставания с колен России за последние 20 лет, под патриотические лозунги, заявления национального лидера в России перманентно отмирают многие производства.
Для изготовления и ремонта шахтных крепей Юргинский машзавод использовал листовую сталь марки 14ГСАФД, прокат с данной маркой стали в России невозможно купить.
Юргинский машзвод имел в своем составе также и металлургическое производство и решал проблему отсутствия данного вида проката собственными силами.
Завод успел выполнить только частично большой заказ. а именно была разработана необходимая документация, была изготовлена пилотная крепь.
Завод был объявлен банкротом, заказчики решили расторгнуть контракт, РОСТЕХ объявил о закрытии завода, 21 декабря 2020 завод был закрыт.
В России нет завода имеющего возможность производить оборудование для шахт в той номенклатуре и степенью локализации как производил Юргинский машзавод.
Все лозунги пропагандистов о победе над санкциями запада. конкретно в данной сфере являются блефом.
Заказчики последнего заказа. нашли новых исполнителей но только на ремонт своего изношенного оборудования.
Не спроста мною было обращено внимание на невозможность найти в России прокат из стали 14ГСАФД, для ремонта крепей новые исполнители заказа вынуждены покупать прокат в Бельгии, в стране которая входит в блок НАТО, с каждой страной входящей в НАТО Россия по заявлениям национального лидера ведёт успешную санкционую войну.
Бельгию в данном примере мы пытаемся победить закрыв Юргинский машзавод, покупая листовой прокат для шахтных крепей.
Наверное это конец. возможно написал не так как задумывал, получился очень длинный текст, благодарю тех кто дочитал.