Найти тему

Джакомо - Салаи Капрроти. Ученик и тень Леонардо.

Оглавление

 профили  Да Винчи и   Салаи, нарисованные Леонардо.
профили Да Винчи и Салаи, нарисованные Леонардо.

Настоящее имя:

Джанио Джакомо Капрроти ди Орено.

Известен под именем Салаи или Салаино, ученика Леонардо да Винчи.

Происхождение:

Из крестьянской семьи. Отец его был сапожником. Мать прачкой. У него были также еще два брата, которые впоследствии периодически возникали в его жизни, выпрашивая деньги. В ученики к Леонардо Джакомо Капрроти поступил с десяти лет.

О первой встрече с «дьяволенком Салаино». Мастер упоминает в дневнике:

· Джакомо поселился со мной в день Магдалины, в 1490 году, в возрасте десяти лет. На второй день я заказал ему четыре рубашки, пару штанов и плащ.

· Когда я положил рядом с собой деньги, чтобы заплатить за все эти вещи, он украл их у меня из кошелька.

· И я так и не заставил его признаться, хотя совершенно в этом уверен.»

· Вазари писал, что снисходительный Леонардо был совершенно очарован мальчиком с пленительно лукавой внешностью и благосклонно прощал ему шалости, хотя дневник Мастера пестрел вот такими записями:

· 7 сентября украл пряжку стоимостью 22 сольди у Марко, живущего у меня. Пряжка эта была серебряной, и украл он её из моего кабинета. После того как Марко долго искал ее, она была найдена в сундуке названного Джакомо». Или еще признание:

· «Когда я был в доме Галеаццо Сансеверино и подготавливал его выезд на турнир, несколько оруженосцев разделись, чтобы примерить костюмы дикарей, приготовленные для праздника.

· Джакомо подкрался к кошельку одного из них, лежавшему на кровати вместе с другими вещами, и взял все деньги, которые там нашел, — 2 лиры 4 сольди. Когда я получил в подарок турецкую шкуру, чтобы сделать из нее пару сапог, Джакомо через месяц украл ее у меня и продал за 20 сольди. И на эти деньги, как он мне сам признался, купил анисовых конфет».

Джакомо  Капрроти, дьяволенок Салаи. Рисунок да Винчи.
Джакомо Капрроти, дьяволенок Салаи. Рисунок да Винчи.

· «Я рисовал божество в виде мальчика, а оно заперло меня в тюрьму!» – сокрушался да Винчи в одной из поздних записей в дневнике. Он, действительно, много рисовал маленького лукавца и воришку, так, между делом, пока сооружал в честь приезда короля Франции статую льва, который умел делать несколько шагов и из раскрытой груди, которого наземь сыпались цветы.

· Воришка и лгун неисправимый, Капрроти,тем не менее, был услужлив, исполнителен, и Леонардо с охотою стал его учителем, покровителем, защитником. Великий Мастер использовал Джакомо, как натурщика к своим картинам, этюдам, скульптурам.

· Он баловал его красивою одеждой и лакомствами, Салаи, дьяволенок, превратился в заправского щеголя. Сохранилась опись его вещей, составленная в путешествии:

· «Туника, зашнурованная на французский лад, серая фламандская туника, накидка герцога Чезаре Борджиа, принадлежащая теперь Салаино».

· Следы очарования Салаино - уже без одежды- остались с нами навсегда в картине да Винчи « Иоанн Креститель». На ней изображен лукавый, изнеженный женоподобный юноша, с шелковистыми кудрями, белой кожей, длинными, холеными пальцами и грациозно указующим на небо перстом.

"Иоанн Креститель". Полотно Л. Да  Винчи.
"Иоанн Креститель". Полотно Л. Да Винчи.

· Иронический, беспристрастный и мудрый взгляд великолепного художника и ученого – анатома ясно, показал нам в этой картине искреннее, непритворное жизнелюбие Иоанна, то, от чего библейский святой сумел отказаться, предпочтя тщетным земным удовольствиям – небесное.

· Впрочем, картину многие толковали по разному, в меру своей понятливости и испорченности. Святоши и фарисеи -возмущались и гневались, любители грешить - придумывали легенды о беззаконной страсти Леонардо к воспитаннику. А тот лишь посмеивался и учил юношу, словно сошедшего с древних полотен и фресок античности, смешивать краски и оттачивать грифели.

Впрочем, будто бы в насмешку над временем и людскими толкованиями, да Винчи оставил нам и карандашный эротичный рисунок, набросок к «Иоанну Крестителю»: этюд «Ангел во плоти».

· В его чертах серьезные исследователи (например, Педретти) находят и черты Джакомо Салаи: разворот корпуса, рука в указующем жесте, овал лица.

· Спорить здесь - сложно, поскольку рисунок то и дело исчезает в частных коллекциях и собраниях, оставляя после себя шлейф тревожной загадки. Поистине, да Винчи был великим насмешником! Не потому ли, спутник его, грешный лгун, драчун и любитель женщин Салаино, был с ним рядом двадцать пять лет, непомерно долго, оттеняя собою величие Мастера и деля с ним некую схожесть темперамента?

· Дьяволенок Капрроти и сам неплохо рисовал. Он оставил копии леонардовских картин: «Вакх», «Леда», « Св. Анна», «Джоконда».

· Теперь эти копии находятся в частных коллекциях. И хотя Салаино не стал «леонардеском», подлинным последователем стиля гения (в отличии от Франческо Мельци, соперничал с которым бурно и непрестанно!) но все же - остался в памяти ценителей искусства и как скульптор, и как превосходный копиист, реставратор, дуэлянт и забияка.

· Как наследник виноградников, принадлежащих Мессиру Леонардо. Как хранитель его великолепных полотен, к примеру, магической, прельстительной « Джоконды», у которой была его улыбка, как утверждали недоброжелатели. Улыбка «дьяволенка Салаи». Джакомо этого и не опровергал. Зачем? Ему это только льстило.

· Впрочем, « Джоконда» тогда была мало кому известна, и Салаи мог беззастенчиво завещать ее своим сестрам, что жили в Милане.

Итог жизни.

Джакомо – Салаи - Капрроти погиб при странных обстоятельствах и о нем долго судачили, ибо дуэль была похожа более на убийство в драке: выстрел из арбалета в спину. Это случилось 29 января 1524 года. Незадолго до смерти, за год, Джакомо Капрроти женился на женщине по имени Бьянка.

Более о ней ничего не известно.

 Портрет Салаи.  работы Леонардо да Винчи ( ?).
Портрет Салаи. работы Леонардо да Винчи ( ?).

Послесловие.

Все сюжеты, подобные нечетко прописанному сюжету жизни, неточный рисунок, недописанную фреску бытия ученика великого Леонардо да Винчи, похожи на вымысел, на роман. На версии, предположения, фантазии, гипотезы, догадки, слухи.

Кто дерзнет, со страстью и отвагой, воплотить их в жизнь, дописать незавершенное, проявить нечеткий негатив отдельной жизни и ярким штрихом вписать его в полотно всеобщего, вселенского Бытия? Может быть, вполне достаточно и легкой незаметной тени около гениального Да Винчи. Тени, какою, в сущности, и был Джино – Джакомо Капрроти, дерзкий Салаи, сын сапожника и прачки, как знать? Судить не нам. Времени.

_____________

@Лана Астрикова. Авторский текст эссе.