Самым любимым уроком у нас была литература. Не сказать, чтобы остальные уроки были хуже. Или преподаватели нам не нравились.
Все преподаватели в нашей 17 школе были очень сильные. Но уроки литературы, лично для меня запомнились ярче всех.
Преподавала литературу нам Вера Соломоновна Фан-Юнг. Это было очень необычно и интересно. Для нас даже не стоял вопрос о том, что, придя на урок мы должны были знать на отлично текст изучаемого литературного произведения и прочитать массу критической литературы.
Особенно было интересно писать сочинения. Мы к этому готовились. Обычно, домашние сочинения я писала с Верой Алексеевой. Мы договаривались к кому идем в гости на этот раз: ко мне или к ней, и обсуждали, спорили и потом составляли план сочинения. И я каждый раз удивлялась, как у нас получались настолько разные сочинения, хотя мы их и писали вместе.
Вера Соломоновна давала на выбор несколько тем для сочинений. Но, обязательно мы прорабатывали не только свою тему, но и другую – каждый делал рецензию на сочинение другого ученика.
Но самыми интересными были не запланированные уроки – когда Вера Соломоновна, вместо темы по учебному плану, рассказывала нам, как слушала в молодости Маяковского в Политехническому музее или могла рассказать о Ферсмане и только что вышедшей его книге «Поэма о камне» или о какой-то литературной новинке.
Воспоминания Гуляевой Нелли Николаевны
Из рассказа "Две морковинки и хвостик"
Петька попытался представить Веру Соломоновну молодой студенткой, но у него не получилось. Она стояла перед ним в лохматой шубе, с которой сыпались на пол вши, но лицо было сейчашное, взрослое, улыбаясь самой счастливой улыбкой, прижимала к себе охапку дров и фунтик из газеты, откуда торчали морковные хвостики.
Петька потряс головой.
— Но это не страшно, Варя! — ласково улыбнулась Вера Соломоновна. — Мы радовалась, что, наконец, страна стала свободной! И мечтали, как мы будем хорошо жить. Как сейчас.
— Что, и Маяковский голодовал? — недоверчиво спросил Злобин.
— Да, — Вера Соломоновна покачала головой. — Он же рабоче-крестьянский поэт! Он жил, как и весь народ. Работал на благо страны. Учил рабфаковцев. И часто выступал. Знаете, — Вера Соломоновна посмотрела на притихших ребят, — я была на одном выступлении Маяковского, в Политехническом музее!
— Какой он? — пискнули в один голос девчонки.
— Он… — Вера Соломоновна задумалась, — он… громадина! Я многих слышала поэтов, но Маяковский — это поэт-гора! Все слушали его затаив дыхание! Он никогда не кричал свои стихи, как Петя сегодня. Он читал тихо, но сколько было силы и огня в его словах!
Вера Соломоновна весь урок рассказывала, как она слушала Маяковского. Как его старались освистать и унизить. Люди с трудом принимают новое.
Петька подумал, что, пожалуй, не все стихи плохие. И поэты тоже не все бездельники.
#пермские истории #история перми