Найти тему
Пермские Истории

"Неправильные" уроки литературы

Самым любимым уроком у нас была литература. Не сказать, чтобы остальные уроки были хуже. Или преподаватели нам не нравились.

Все преподаватели в нашей 17 школе были очень сильные. Но уроки литературы, лично для меня запомнились ярче всех.

на фото Гуляева Нелли, 16 лет
на фото Гуляева Нелли, 16 лет

Преподавала литературу нам Вера Соломоновна Фан-Юнг. Это было очень необычно и интересно. Для нас даже не стоял вопрос о том, что, придя на урок мы должны были знать на отлично текст изучаемого литературного произведения и прочитать массу критической литературы.

Особенно было интересно писать сочинения. Мы к этому готовились. Обычно, домашние сочинения я писала с Верой Алексеевой. Мы договаривались к кому идем в гости на этот раз: ко мне или к ней, и обсуждали, спорили и потом составляли план сочинения. И я каждый раз удивлялась, как у нас получались настолько разные сочинения, хотя мы их и писали вместе.

Вера Соломоновна давала на выбор несколько тем для сочинений. Но, обязательно мы прорабатывали не только свою тему, но и другую – каждый делал рецензию на сочинение другого ученика.

Но самыми интересными были не запланированные уроки – когда Вера Соломоновна, вместо темы по учебному плану, рассказывала нам, как слушала в молодости Маяковского в Политехническому музее или могла рассказать о Ферсмане и только что вышедшей его книге «Поэма о камне» или о какой-то литературной новинке.

Воспоминания Гуляевой Нелли Николаевны

Из рассказа "Две морковинки и хвостик"

Петька попытался представить Веру Соломоновну молодой студенткой, но у него не получилось. Она стояла перед ним в лохматой шубе, с которой сыпались на пол вши, но лицо было сейчашное, взрослое, улыбаясь самой счастливой улыбкой, прижимала к себе охапку дров и фунтик из газеты, откуда торчали морковные хвостики.
Петька потряс головой.
— Но это не страшно, Варя! — ласково улыбнулась Вера Соломоновна. — Мы радовалась, что, наконец, страна стала свободной! И мечтали, как мы будем хорошо жить. Как сейчас.
— Что, и Маяковский голодовал? — недоверчиво спросил Злобин.
— Да, — Вера Соломоновна покачала головой. — Он же рабоче-крестьянский поэт! Он жил, как и весь народ. Работал на благо страны. Учил рабфаковцев. И часто выступал. Знаете, — Вера Соломоновна посмотрела на притихших ребят, — я была на одном выступлении Маяковского, в Политехническом музее!
— Какой он? — пискнули в один голос девчонки.
— Он… — Вера Соломоновна задумалась, — он… громадина! Я многих слышала поэтов, но Маяковский — это поэт-гора! Все слушали его затаив дыхание! Он никогда не кричал свои стихи, как Петя сегодня. Он читал тихо, но сколько было силы и огня в его словах!
Вера Соломоновна весь урок рассказывала, как она слушала Маяковского. Как его старались освистать и унизить. Люди с трудом принимают новое.
Петька подумал, что, пожалуй, не все стихи плохие. И поэты тоже не все бездельники.

-2

#пермские истории #история перми