Начало здесь.
Предыдущая часть здесь.
Фёдор действительно включил фонарик на телефоне.
-Не слишком ярко? - вежливо спросил он.
-Пусть, - ответил граф. И сос всех сторон зашелестели разные голоса: "Пусть... Не беспокойтесь, Посредник", "Немного света нам не повредит" и даже "Милости просим" и "Спасибо, что посетили".
-Вас здесь много? - -удивился Фёдор.
-Что тебя смутило? Это же семейный склеп. Пожалуй, представлюсь первым: Николай Блудов, как говориться, последний отпрыск...
Слово "отпрыск" Фёдору было непонятно, но спрашивать не стал. С графом и так сложно было разговаривать - вроде всё понятно, но слова какие-то заковыристые, невольно хотелось говорить так же.
-Позволь представить моего папеньку, графа Александра Алексеевича Блудова. Маменьку, графиню Наталью Ипполитовну... Сестра Анна. Бабушка Анастасия Павловна.... Дедушка, к сожалению, покоится не здесь, он пропал при печальных обстоятельствах. И брата его тоже нет, раньше церковные каноны блюли строго, и самоубийцу в семейный склеп не поместили. Но мы с ним видимся изредка. Всё-таки родственник, к тому же отстаивал семейную честь - не смог заплатить карточного долга, пришлось угостить себя пулей. Говорят, мы с ним очень похожи. К тому же, именно с нас и началось угасание рода.
-Почему это? То есть извините за любопытство.
-Оно уместно... Вот, побеседуйте с бабулей.
Анастасия Павловна мягко подплыла ближе.
-Деверь мой, Николай Александрович, славился буйным нравом. Николенька и впрямь в него пошёл. Так вот, Николя-старший, проиграв воё имение, не успокоился и решил отыграться. Мужу, пока он находился рядом, удавалось сдерживать его порывы. К двойному несчастью, супруг мой вынужден был отдать долг Отечеству и отправился воевать. Вы слышали, молодой человек, о Бородинском сражении?
-Я не помню подробностей, - ответил Фёдор.
Он действительно не помнил. Все его познания заключались в книжке с картинками, из которой надо было учить наизусть сильно большой отрывок. В Федькиной голове застряла лишь фраза, которую он сейчас и произнёс, чтобы казаться поумнее:
-Это там, где "смешались в кучу кони, люди"...
-Я рада, что молодежь хранит память о тех далёких годах, - улыбнулась Анастасия Павловна. - Так вот, лишь только супруг отбыл к месту воинских подвигов, Николя снова предался своей страсти. Ему фатально не везло, он наделал долгов и, не в силах рассчитаться с ними. пустил пулю в висок. Алексей, мой супруг, узнав об этом, велел мне продать большую часть моего наследства. Их-то имение Николя уже спустил... После этого мы оказались во весьма стеснённых обстоятельствах, уповая лишь, что Алексей заслужит себе воинскую славу и сможет рассчитывать на некоторое поощрение от государя. Увы, Алексей пал на поле сражения, тело его не было найдено. Злые языки даже говорили, что он бежал от долгов брата... Уверяю Вас, молодой человек, среди Блудовых не нашлось бы столь низкого человека. Даже бедняга Николя, поддавшийся страсти, предпочёл смерть позору...
-Печальная история, - согласился Фёдор. И вспомнил о том, как легко и бессмысленно покинули его свои собственные деньги - те, которые накопились на счету за сиротское детство. Стыдно не было только за те последние 15 тысяч, которые он, уже понимая, что экономить надо было раньше, пожертвовал приюту для бездомных собак. Об остальном - лучше и не вспоминать.
-Так мы и остались ни с чем. Но всё же я могу сделать Вам подарок.
-Разве я заслужил?
-Не сомневайтесь, Посредник. То, что я хочу подарить Вам - семейная реликвия. Она передаётся от бабушки к внучке в день её бракосочетания. К сожаленью, Аннушку сгубила чахотка, да и Николя-младший не успел привести в дом ту, кого я смогла бы назвать внучкой.
-А с ним что случилось?
-Извини, Посредник, но говорить обо мне в третьем лице в моём присутствии - это уж слишком, - -вмешался граф Николай.
-Прости. Кажется. я немного запутался в родственниках. У меня-то их нет!
-По легенде, связывающей множество поколений, те, к кому переходит наше фамильное кольцо, могут смело считать себя частью нашей семьи, - -тихо сказала Анастасия Павловна. - Однажды таким образом было предотвращено угасание рода - мою бабушку бездетная дальняя родственница, передав кольцо, объявила своей внучкой и наследницей. Поэтому я очень хочу, чтобы кольцо вышло из этого склепа и обрело нового владельца. При всём том, что Вам, Посредник, довелось выслушать сегодня, кольцо не хранит на себе проклятий. Те, кто обладал им, всегда были счастливы в браке. Я буду рада, если Вы преподнесёте его своей супруге в первую годовщину свадьбы - так делали наши предки, если в семье рождались или доживали до свадьбы только мальчики. Не бойтесь.
-Я не боюсь. Но мне.... неловко, - -Фёдор с трудом произнёс это слово. Оно совсем не вязалось со всей его предыдущей жизнью. - Значит, я, если захочу, могу изменить фамилию и стать, как Вы?
-Да, несомненно... Мне было бы очень приятно, если бы Вы остановили свой выбор на фамилии моей бабушки, которая передала мне этот дар. Она вышла замуж за деда и взяла его фамилию, как водится. Он же был из старинного рода дворян Анненковых.
-Хорошо. Вы от меня не устали?
-Нет, что Вы, общение с Вами доставляет нам радость.
Слова бабушки тут же подтвердились всевозможными заверениями со стороны всех членов семьи.
-Тогда расскажите мне немного о своей семье. Мы остановились на тебе Николай.
-А, не стоящая внимания ерунда. Мне не посчастливилось повторить подвигов деда.и отца.
-Он очень добрый, - сказала тихо-тихо Анна.
-Не стоит, сестрица!
-Ну, ты же мой предок. Значит, я могу, нет, я должен знать о тебе хотя бы немного.
-Эти слова делают тебе честь, мой мальчик, - -торжественно произнёс старый граф. Да нет, не старый. Пожалуй, ровесник Петра и Николая из бригады копарей.
-Вот тогда Вы, папенька, и рассказывайте. Все знают, что Вы прирождённый повествователь, к тому жк в юности писали стихи.
-Да, и сжигал их в камине, - подхватила бабушка Анастасия. - А мы, чтобы не смущать, делали вид, что не знаем о твоём увлечении.
-Ну, хорошо, раз вы все так считаете... Только пусть сперва юноша возьмёт кольцо. И я буду повествовать уже не Посреднику, а далёкому правнуку....
-Возьми, Феденька, - -попросила бабуля. - отодвинь вон тот камень, он скрывает дверку. Кстати, а фотография моя совсем истлела от сырости. Жаль, говорят, я была недурна собой.
-Вы и сейчас прекрасно выглядите, - -честно сказал Фёдор. - Фотографию жаль, мне было бы приятно её иметь. Вот с кольцом ничего не сделалось.
-Что же с ним сделается? - удивилась Анастасия Павловна. - Кстати, ты можешь сам пока носить его, если налезет. Но лучше не обсуждать ни с кем его истории...
Фёдор надел тяжёлое кольцо на мизинец и объявил, что готов слушать.
Дорогие читатели!
Те, кто внимательно следит за развитием канала. вскоре смогут заметить. что обложки изменятся и приобретут совсем другой вид. Почему так и кто этим будет заниматься. я вскоре расскажу.