Найти тему
Записки доктора

Дежурство на скорой в новогоднюю ночь

Скорая помощь. Картинка из свободного доступа, обработана.
Скорая помощь. Картинка из свободного доступа, обработана.

Эти воспоминания с новогодней ночи 2000 года. Тогда у меня была привычка фиксировать интересные, или просто забавные случаи. Эта смена была не то что не интересной и забавной. Она запомнилась, как одна из худших в моей практике. Не потому что была тяжёлой, а по причине непонимания людей о предназначении самой службы.

Кому выпадает дежурить 31 декабря - не самые счастливые люди. Новый год - это семейный праздник. И как бы ты не любил свою работу, дежурство в новогоднюю ночь не добавляет позитива в жизни, по крайней мере в этот короткий её промежуток. И особенно обидно, если это дежурство проходит почти впустую. Впустую, это потому что действительно нужным людям я тогда себя не почувствовал.

Для начала кратко опишу, как был устроен принцип работы скорой помощи в то время.

Все вызова приходят на пульт диспетчеров 03. Там сидят достаточно опытные фельдшера, которые при помощи наводящих вопросов определяют срочность и профиль бригады. Срочность имеет 6 степеней приоритета. Если нет свободных бригад, исполняется приоритет 1, когда все вызова раздали, приоритет 2 и так до 6-го. Это сделано для того, чтобы тяжёлый пациент с сердечным приступом не ждал бригаду больше часа, пока та обслуживает температуру. Сами бригады делились на БИТ (реанимационные), линейные (бригады с врачом, но не в полной комплектации) и фельдшерские, последних больше всего. А так же несколько педиатрических и психиатрическая. На самые тяжёлые случаи отправляют БИТ бригаду, при её отсутствии, или если ближе есть - линейную, а уже и при её отсутствии - фельдшерскую. Система подготовки врачей и фельдшеров скорой помощи такая, что любой сотрудник может оказать помощь в критической для жизни ситуации. Бригады базируются на подстанциях в разных частях города. На каждой подстанции тогда было несколько линейных и основная масса фельдшерских бригад. На трёх подстанция были БИТ бригады. На нашей в ту смену дежурило 2 БИТ, 3 линейные, одна детская и 5 фельдшерских. От диспетчера 03 вызов передавался диспетчерам направления. Они оценивали, кому и как его передать. Если срочный - передавался ближайшей к месту вызова бригаде. Если нет. то уходил на подстанцию, где в порядке очереди, согласно профилю , отправлялись бригады.

Тот день прошёл относительно спокойно, вызовов было не больше, чем обычно. Днём даже удавалось немного отдохнуть на подстанции. Самое удивительное, что к 12 часам ночи все бригады смогли собраться на подстанции у праздничного стола с бутылкой шампанского (Да, на работе, да, врачи, понемногу, но выпили). Самый первый вызов в наступившем году тогда достался мне. Он поступил в 00:01 01 января 2000 года. Вызов №1. Повод 25Л (плохо, неизвестно). Человек вызывал скорую помощь под бой курантов. Насколько же плохо должно было быть ему, чтобы в эту минуту звонить на скорую... И повод неопределённый. Так кодируют, когда диспетчер 03 не может до конца разобраться в ситуации.

Через 15 минут мы были в квартире, не имеющей даже намёка на новогоднее настроение. Ни ёлки, не гирлянд. Даже не было накрытого стола. Дверь открыла женщина, которая сразу бросилась к мужу в постели и начала демонстративно измерять ему давление. На вопрос, что случилась, с вызовом ответила:

- А вы думаете я отмечала новый года, я вон мужу давление весь вечер сбиваю.

-Простите, я спросил, что случилось, что беспокоит.

-Что беспокоит? Целый вечер ему давление меряю...

Далее диалог продолжаем уже с самим пациентом. Вечером он поругался с женой, поднялось давление, принял препараты. Был против вызова СП, сейчас уже чувствует лучше, просит извинить их за вызов. На момент осмотра давление уже начало снижаться. Записали ЭКГ (алгоритм оказания помощи при гипертоническом кризе). Наша помощь не потребовалась. Попрощались, и уже на выходе получили очередную претензию от его жены: Вы хотя бы укол ему поставьте, а то зачем вообще приезжали. В душе было настолько гадко, что даже не нашлись, что ответить. И правда, зачем приезжали... Зачем вызывали...

Только сели в машину, отзвонились об освобождении, получаем следующий вызов - ожёг. На вызове две девушки студентки, изрядно отметившие наступление нового года алкоголем, абсолютно здоровые на вид. Спрашиваю, где пострадавшая. Одна из девушек с вызовом сообщает, что она. Беглый взгляд по всему телу (не как мужчина на женщину, а как врач на пациента). Удивлённо спрашиваю про ожёг, которого нигде не вижу. И получаю ответ на свой удивлённый взгляд:

Я зажигала бенгальский огонь, чиркнула спичку, а она выпала, прямо на большой палец на ноге. Боюсь, что сейчас волдырь соскочит, и не смогу сапоги утром одеть, чтобы домой уехать. Намажьте мне мазью, чтобы ничего не было...

А у неё ничего и не было... Вообще ничего, даже лёгкого покраснения, и боли она не чувствовала. Итоговый диагноз: алкогольное опьянение.

Следом было ещё три вызова: попросили нош-пу и фестал, так как переели, носовое кровотечение, которое остановилось, даже не успев толком начаться (ковырнул ножом в носу) и ребёнок 1 год, который плакал при звуках фейверка. Для него родители попросили снотворное (естественно ничего такого на скорой нет, да и было бы - не дал в этой ситуации). На подстанцию вернулись в 5 утра, обслужив 5 абсолютно пустых вызова, истратив только метр плёнки для ЭКГ на первом.

А были в ту ночь и серьезные происшествия, на которые выезжали молодые девчонки фельдшера, потому что линейные и БИТ бригады были заняты...

Сейчас организация скорой помощи немного поменялась, часть нагрузки на себя забрала восстановленная служба неотложной помощи при поликлиниках . Диспетчера 03 получили право часть вызовов переадресовывать на них, либо просто отказывать, когда не требуется экстренная помощь. Но и пациенты стали "умнее". Нужные симптомы для вызова СП легко найти в интернете...

Напоследок крик души! Вызывайте скорую только тогда, когда это действительно необходимо!

Крепкого вам здоровья!