После 2 последних заметок вот такие вопросы:
❓когда можно считать, что ребёнок заговорил
❓ «уйди», «нет», «отпусти» - эти слова считаются речью
❓напишите, пожалуйста, тогда что такое речь?
⠀
Приведу аналогию. Я часто говорю, что речь и движение развиваются параллельно: голову держу-гуление, ползу - лепет, иду - первые слова.
Тут это тоже работает. Мы никогда не скажем «ребёнок пошёл», если он робко переставляет ножки вдоль кроватки, как и первые шаги останутся таковыми, пока ребёнок полностью не оторвётся от опоры не для 2-3 шагов, а, чтобы пойти. Так и в речи: лепет, первые звуки и даже слова - это, пожалуй, ещё ближе к моторной имитации, чем к речи.
⠀
Так бывает у детей с аутизмом. Речевая имитация есть, а речи (речевой осмысленной программы) нет. Мы же помним, что речь - это то, что говорится от себя.
Также не стоит путать речь и коммуникацию.
⠀
Ещё речь - результат использования языковых средств (или язык в действии) для говорения, общения, передачи мыслей.
⠀
Итак, ребёнок говорит - это:
⠀
🗣 Присутствует вербальная коммуникация (речевое общение)
🗣Это слова (со значением) и синтаксис (по которому строится предложение)
🗣существует для выражения мыслей
🗣это произвольная деятельность и продуктивная деятельность
⠀
Каковы ее механизмы:
⠀
• программирование речевого высказывания
• построение грамматической структуры высказывания, поиск нужных слов, выбор звуков
• физиологический механизм, обеспечивающий реальное воспроизведение речевого высказывания (физический процесс говорения)
⠀
Речь в норме появляется с 1,5 до 2-х лет (простые предложения с сущ, глаголами, мест.). Первое слово, не обязательно «мама», ребенок произносит в 10-12 месяцев.
Чаще всего «взрыв» речи происходит 1,2 -1,5 года. Если ребенок молчит, то следующий скачок речевого развития произойдет около 2 лет. Более активная речь (как говорится, понеслось) с 2 до 3 лет, пусть многие слова «детские», понимают только близкие, но ребёнок рассказывает, что они делали в садике, что ели-пили, кто толкнул.
⠀
В жизни может встречаться (при разных диагнозах) особый тип коммуникации, игры, говорения, Так вот, в каком бы возрасте ни был ребёнок, ориентируемся на норму.
#развитиеречи #нетречи #безречье #логомедпрогноз #азыречи #активацияречи #актвиизацияречи #запускречи #методлогомеда #системаазовой