Накануне Рождества самое время вспомнить о Деве Марии. А если по-мусульмански, то о Марьям, матери пророка Исы. Это женское имя было популярно среди татар и в начале ХХ века, и в первые советские десятилетия (двух моих бабушек 1905-го и 1933 г.р. звали так же), возрождается данная традиция в татарской культуре и на современном этапе. Но особый пик наблюдался в XIX веке.
Марьям с богатым приданым
Недавно на другом моем канале вспоминали Биби-Марьям-Бану Аппакову (1866- ?), единственную дочь богатого казанского купца Ибрагима Апакова. Кстати, по матери она была внучкой муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Абдулвахида Сулейманова.
В качестве приданого Бибимарьямбану в 1884 году получила от отца прекрасный особняк на Екатерининской улице в Старо-Татарской слободе. Это здание известно всем как "Дом Шамиля" (по фамилии мужа владелицы), сейчас там располагается Литературный музей Габдуллы Тукая.
Марьям, первая татарка-этнограф
Совсем недалеко тоже в семье другого казанского купца Салиха Губайдуллина в 1892 году родилась еще одна Марьям. Уже в 12 лет она осталась без матери, но была окружена заботой отца и старших братьев - Газиза и Кадыра. Как и они, Марьям начала интересоваться историей татарского народа.
Марьям Губайдуллину (1892-1933) можно назвать первым этнографом из татарских женщин. Её научные исследования публиковались в 1920-е годы в "Вестнике Научного общества татароведения".
Марьям, популярная певица
В начале ХХ века многие слышали имя Марьям Искандаровой. Она была уроженкой Касимова, стала известной певицей. Гастролировала по разным городам России. Упоминания о ней есть у Габдуллы Тукая, Сахипджамал Гиззатуллиной-Волжской и у других. Её деятельность не всегда оценивалась положительно. Но одно несомненно - Марьям Искандарова была частью татарской городской культуры начала ХХ века.
Две Марьям, два будущих врача
В начале ХХ века, после Балканской войны 1912 г. стали известными еще две Марьям. Они были студентками медицинских вузов в Санкт-Петербурге, но отправились в Османскую империю в качестве сестёр милосердия. Мало кто, тогда еще предполагал, что через несколько лет грянет совершенно другая, мировая война. И сёстры милосердия, в том числе из числа татарских женщин, будут уже не столь революционным явлением. А в 1913 году фотографии Марьям Якуповой (уроженка Ташкента) и Марьям Паташевой (из Ростова), а также двух других татарских студенток-сестёр милосердия опубликовали несколько татарских периодических изданий.
Марьям - благотворительница
Самой известной Марьям в Уфе конца XIX - начал XX вв. была, конечно же, Марьям Султанова (1859-1928). Она родилась в семье татарских промышленников Акчуриных из Симбирской губернии, училась в Казанской женской гимназии. Став супругой сына муфтия Султанова, переехала в Уфу. Марьям ханым привнесла в этот город традиции благотворительности своей семьи: поддерживала мусульманское женское образование, приюты и т.д.
Конечно, были и многие другие носительницы прекрасного имени Марьям. Большинство этих татарских женщин отличала мягкость и доброе сердце, и в то же время решительный нрав. Наверное, такой и была сама Марьям, мать пророка Исы.