Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Белорусы — тупые? Придыбайло извинился и объяснил, что имел в виду в эфире Соловьев.live

Костью в горле «змагарам» стал Костя Придыбайло летом 2020 года. О нем нелицеприятно говорили все от мала (в соцсетях) до велика (устами альтернативных аналитиков). Не старается соответствовать ожиданиям комментаторов, а руководствуется здравым смыслом. Незаурядная персона белорусско-российского журналиста и его правда — в интервью MLYN.BY

ИЗ БТ В RT

— Ты закончил БГУ, наш белорусский университет, работаешь в российских СМИ. А после выборов-2020 мы снова увидели тебя на экранах.

— Беларусь для меня — родная страна. Я здесь учился, здесь проживают мои близкие и некоторые друзья. Не мог оставаться в стороне от очевидного, поэтому вернулся посмотреть, как все будет происходить. У меня есть вид на жительство, так что проблемы с посещением страны не возникло даже в период коронавируса. Я почти год не был до этого в Беларуси. Приехал 5 августа и через четыре дня наблюдал разворачивающийся революционный сценарий возле стелы. Совсем не удивился такому жаркому августу: для меня было очевидным такое развитие событий. И я остался в Беларуси до октября.

Август-2020

— Так чья же это «рука»? Сравним президентскую кампанию десятилетней давности, ведь все было иначе. Или это выросло новое поколение, которое так самоорганизовалось? Цепи солидарности, марши пенсионеров, народное плакатное творчество…

— Ты веришь, что тысячи незнакомых друг с другом людей могут мыслить одинаково и делать все в унисон? Общество и история знает такие примеры? Нет. А вот политтехнологи подобные приемы и знают, и используют. Вспомним Крым, 2014 год. Отряды так называемой самообороны, члены которых признались, что были контролируемы. Отставные офицеры рекомендовали создавать для защиты территории от вторжений такие формирования. Вспомним, в Минске сразу же после выборов были оцеплены школы, это же настоящая осада. Давление оказывалось на педагогов, их пытались взять в оборот, как потом медиков и женщин. Такие женские марши были и на майдане, и в Южной Америке. Как красиво и как дорого стоит для зарубежных СМИ фото девушки, подающей цветочек военному в полном обмундировании. Эти кадры иностранные СМИ не уставая тиражировали, а еще пытались тем самым перевербовать силовиков, переманить в клан протеста. Это ведь стратегический ресурс — силовики.

-2

— Сразу возникла аналогия. Помните русалок, которые песнями заманивали путников на дно… А как же те, кто решил «переобуться»?

— Отдельная тема. При всем уважении к Александре Герасимене и ее спортивным достижениям ее риторика о том, что режим противен, выглядит странно. Особенно после приобретенных от этого режима участка, контракта с банком и других материальных благ. О’кей, верни все, будь последовательна. Ибо это варварство: заполучить все и резко уйти в оппозицию, где, видимо, она пытается найти самореализацию и какие-то еще бонусы.

Отдельно хотелось бы остановиться на смене курса некоторыми журналистами государственных изданий. Вы же компетентные и образованные люди. Вы же видите: расшатывают государственную стабильность некоторые силы. Ваш выход, цементируйте! Но нет, вы идете по пути предательства. Если бы некоторые лидеры мнений отечественной журналистики подсобрались, взяли в свои руки вовремя эфир и объяснили зрителям, «откуда ноги растут», многих моментов можно было бы избежать. Но нет, начался марафон трусости.

— Но ведь кому-то явно пообещали золотые горы…

— Пиар-кампанию объединенного штаба оппозиции курировало ивент-агентство и СМИ Александра Василевича. Лейтмотивом их призыва стала цель массового увольнения журналистов государственных телеканалов, лидеров мнений, для которых, будем честны, работа в кадре была важна для узнаваемости. Они себе заработали лицо, а потом им же ударили в грязь, предав свой телеканал. Некоторые пренебрегли не только человеческой этикой, но и корпоративной, начав хейтить бывших коллег и госСМИ. Так вот оппозиция шантажировала, обещала лидерам мнений хлебные места и высокие должности в «новой Беларуси». Люди оказались обманутыми, протест сдулся, и журналисты-перебежчики ищут работу безрезультатно уже не первый месяц.

— Да… Их потенциальным нанимателям стоит семь раз отмерить: снова конъюнктура поменяется — и «сознательные» люди помашут ручкой и им.

— В целом белорусы не научились ценить то спокойствие и мирное небо, которым они обладали и которое им именно власть обеспечивала. Многие жители европейских городов, скажем, в Чехии или Нидерландах не задаются вопросом, кто руководит страной. Они ценят спокойствие и состояние защищенности, обеспечиваемое государством.

То, что с весны зарождалось в Беларуси, мне, как журналисту, изучавшему майдан, было очевидным революционным сценарием.

-3

БЧБ-финал

— Продаваемая западным СМИ картинка августа масштабом отличается от декабрьской.

— Протест сдулся, общая картинка уже не та, люди просто гуляют районами. Зазвенят морозы — и все переместятся на кухню. Это финал. Да и контингент, гуляющий по воскресеньям, в основном состоял из 20-летних юнцов, для которых это просто тусовка. Спросить их про историю БЧБ, вряд ли ответят. Сейчас эти дворовые хождения следует государству направить в нужное русло, на благое дело. Люди познакомились друг с другом — чудесно, пусть гуляют в конструктив, облагораживают свой двор, общественные места, решают общедомовые задачи.

Нужно снять пелену политики с глаз: есть уйма вопросов, которые следует решать своим двором. Вы хотите спортивную или детскую площадку? А как распорядиться пустующими территориями? Мыслите глобально, действуйте локально.
— Зачем государство столько внимания уделило снятию БЧБ-флагов, не усиливалась ли этим самым значимость этой символики?

—Для меня это сродни свастике. Как можно допускать мысль развешивания этого, чтобы подобными символами обрастал город. Представь, одни развешивают БЧБ безнаказанно, потом их оппоненты начинают развешивать официальную символику. Так уже было во Фрунзенском районе Минска. Стоящие друг напротив друга дома устроили идеологическое противостояние. Правоохранители не вмешиваются — начинается нарастание напряжения, это не о консолидации общества. В некоторых случаях государство обязано вмешиваться.

— В недавнем эфире Владимира Соловьева ты назвал белорусов тупыми. Наверное, читателям будет интересно понять, чем вызвано данное суждение.

— Белорусские оппозиционные телеграм-каналы научились вырывать из контекста и накидывать на вентилятор. Послушайте весь диалог: я говорил о низком уровне политической культуры и том сегменте общества, что готов похоронить стачками и забастовками градообразующие и стратегические предприятия страны. Следующий шаг — отдаться Европе и там занять незавидное положение без своего производства и веского слова. А как бы ты назвала интеллектуальные способности подобных граждан? Но через это интервью хочу все же извиниться перед белорусами. Я вас очень уважаю, сопереживаю вам. Не дайте себя обмануть, не поддавайтесь на провокации, сохраните целостность! Анализируйте информацию целиком, не ориентируйтесь на вырванную из контекста.

Если бы ты встретил Светлану Тихановскую, что бы ты у нее спросил?

— А я встречал на одном из митингов Марию Колесникову, пытался с ней заговорить, но она ответила что-то невнятное и не пожелала дискутировать. А зря! В спорах ведь истина рождается. Возможно, нечем было крыть.

А про Тихановскую… У нас бы очень интересная беседа завязалась, много к ней вопросов. Если определиться с одним основным: какова цена предательства? Это стоит того, Светлана?

Татьяна Бондаревич

Автор фото: из личного архива Константина Придыбайло