Андрей Норкин оставался в числе тех журналистов, кто рьяно защищал «старое» НТВ, когда кредиторы – в главной роли выступал государственный «Газпром» - настойчиво попросили собственника телеканала Владимира Гусинского рассчитаться по долгам. За спором хозяйствующих субъектов журналисты увидели самое настоящее наступление на свободу слова и начали борьбу за НТВ – этими событиями открывается книга «От НТВ до НТВ».
В памяти живы митинги в Москве и Петербурге, акции протеста в прямом эфире, длительные ток-шоу – в студии передачи Светланы Сорокиной «Глас народа» высказывались самые узнаваемые журналисты и демократические политики тех лет. Многие «митинговые» передачи сегодня можно легко найти в интернете, они выложены без купюр и дают представление о том, какой наша страна была всего пятнадцать лет назад.
За минувшие годы российское телевидение претерпело ряд безусловных изменений. Появился телеканал «Дождь», на который Андрея Норкина звали работать, но он почему-то отказался, хотя ясно – амбиции. РТР и ОРТ сменили название и стали «Россия 1» и «Первый канал». Однако же главное – телевидение стало менее свободным.
В «От НТВ до НТВ» больше истории, аналитики, чем личных наблюдений и замечаний Андрея Норкина, хотя они присутствуют в завуалированной форме маленьких эссе. Автор позволяет себе «лирические отступления», в которых в пух и прах разносит, например, Владимира Шендеровича и Бориса Немцова, размышляя сколько денег оставил своим женщинами (женам и любовницам) убитый политик.
Прежде чем вернуться на НТВ, Андрей Норкин проделал длинный телевизионный путь, который открыл ему глаза на все, что ранее его взгляд, замыленный «либерализмом», не замечал. Норкин признает, что в начале «нулевых» был жесткого обманут бессердечным Владимиром Гусинским, на которого в результате проработал пять лет и некрасиво расстался: об отставке главный редактор RTVi узнал за обедом аж в самом Лондоне.
Разрыв с «либералами» сильно сказался на бюджете телеведущего. Норкин пишет, что из-за работы на Гусинского его не хотели видеть ни в одном приличном доме, то есть на федеральных телеканалах. Но «Пятому каналу» вернули федеральную частоту и понадобились дополнительные кадры с опытом. Признаюсь, я не помню Андрея Норкина в эфире питерского телевидения, но я редко смотрю утренний эфир, где ненадолго обосновался москвич.
Работая после Питера на вполне себе либеральном радио «Коммерсант ФМ», Андрей Норкин, как мне думается, окончательно убедился в порочности всякой либеральной идеи, и громко раструбив об этом, получил работу сначала на телеканале «Вести 24», затем запустил шоу на «родном» НТВ и успевает еще вести авторские передачи на канале профессиональных русских «Царьград ТВ».
Почему Андрей Норкин, ставший известным благодаря либеральному НТВ, перестал уважать и любить свободу, я лично из прочитанного не понял. Некоторые говорят, что всему виной безжалостная и ненасытная ипотека, однако телеведущий отвергает все нехорошие помыслы на эту тему. Правда, ипотека однажды не довела Норкина до разорения. Банковские клерки готовились описать и продать все имущество должника, но спас Владимир Познер, договорившись о мире с главой банка.
В 800-страничном кирпиче Андрея Норкина много яда, которым автор обильно оплевывает «либералов» - в эту категорию «врагов человечества», как я понял, входят все, кто имеет смелость критиковать происходящее в стране и не согласен с известным телеведущим.
Но как бы кто не относился к Норкину лично, Андрей Владимирович, во-первых, профессионал и свое дело знает на отлично – есть чему поучиться. А, во-вторых, Норкин – не грех повторить – первый из медиа-боссов собрал под одной обложкой историю разгрома российского телевидения, настолько объективную, насколько может быть современное ТВ.
Андрей Норкин. От НТВ до НТВ. Тайные смыслы телевидения. Моя информационная война. М.: Эксмо, 2016. 18+
// Подписаться //