Линейный корабль Fuso (扶桑 Фусо «Страна восходящего солнца»)- линкор японского императорского флота. Головной корабль одноименного класса кораблей. Корабль был назван в честь старинного названия Японии. Корабли данного класса были первыми построенными в Японии без привлечения иностранной технической помощи.
Линкор был заложен на военно-морской верфи в Куре 11 марта 1912 года, спущен на воду 28 марта 1914 и введен в эксплуатацию в ноябре 1915 года. Прошел 2 модернизации, сперва в 1930-1935, затем в 1997-1941 годах.
В ходе усиления подводная часть была расширена, а её корма удлинена на 7,62 м. Эти изменения увеличили общую длину «Фусо» до 212.75 метров, а ширину до 33,1 м . Водоизмещение линкора в процессе модернизации увеличилось почти на 4000 тонн и составило 39,154 длинных тонн (39,782 т) при полной нагрузке.
Вооружение:
Артиллерия
6 × 2 — 356-мм/45,
4 × 1 — 152/50
Зенитная артиллерия
4 × 2 — 127-мм/40,
20 × 3 — 25-мм/60
Авиационная группа 1 катапульта, 3 гидросамолёта «Мицубиси F1M».
Бронирование:
Главный пояс — 305…102 мм;
верхний пояс — 203 мм;
траверсы — 305…127 мм;
палуба — 97+51;
башни — до 305 мм;
барбеты — 203 мм;
рубка — 350;
казематы — 152 мм
Экипаж - 2800-1900 человек (1941-1944г.)
Служба
В Первой мировой войне участия не принимал. В 1923 году участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Канто.
План «Сё» был введён в действие после получения 17 октября 1944 года разведданных о планирующейся американской высадке на Филиппины. Под командованием контр-адмирала Масами Бана «Фусо» покинул Бруней 22 октября 1944 года и в составе Южной группы направился на восток в море Сулу, а затем на северо-восток в море Минданао, намереваясь присоединиться к силам вице-адмирала Такэо Куриты в заливе Лейте. Корабли прошли к западу от острова Минданао в пролив Суригао, где встретили крупное американское соединение. Сражение в проливе Суригао стало важнейшим событием в битве в заливе Лейте. В ночь на 25 октября группа вошла в пролив Суригао, где столкнулась с превосходящими силами американского 7-го флота под командованием адмирала Дж. Б. Олдендорфа (6 линейных кораблей, 8 крейсеров, 28 эскадренных миноносцев и 39 торпедных катеров). Кроме подавляющего превосходства американцев в огневой мощи, на их стороне была география – движение японских кораблей в узком проливе Суригао (ширина у южного входа – 12 миль) создавало почти идеальные условия для использования против них торпедного оружия.
24 октября в 9:08 «Фусо», «Ямасиро» и тяжелый крейсер «Могами» заметили группу из 27 самолетов, среди которых были торпедоносцы TBF Avenger и пикирующие бомбардировщики SB2C Helldiver в сопровождении палубных истребителей F6F Hellcat. Бомба с одного из самолетов, попавшая в «Фусо», уничтожила катапульту и оба гидросамолета. Другая бомба попала в корабль около башни № 2 и проломила палубу, погибло много матросов на постах вспомогательной артиллерии.
Ранним утром следующего дня в 1:05 «Фусо» открыл огонь по левому борту и попал в крейсер «Могами». «Дружественным огнём» с линкора были убиты трое моряков в лазарете «Могами».
В 2:00 начались атаки американских эсминцев, они выпустили 27 торпед и в 2:07 одна или две торпеды ударили в правый борт «Фусо». Корабль стал крениться на правый борт, замедлил ход и выпал из строя. Доподлинно известно, что линкор был торпедирован и в результате интенсивного затопления перевернулся и затонул в течение сорока минут. «Фусо» ушел на дно между 3:38 и 3:50. Из всего экипажа спаслось лишь 10 человек.
31 августа 1945 года «Фусо» был исключён из списков флота. Останки затонувшего линкора Fuso были обнаружены 25 ноября 2017 года.