Дочитала Крапивина, взялась за Фабер и Мазлиш, хотя собиралась Водолазкина начать. Планы поменялись после ссоры со старшей.
Утром, как всегда, выдала Валюше задания. Сейчас она учит таблицу умножения по пособиям Кумон. В Бразилии школьникам не задают учить ее наизусть, но по факту без нее невозможно проходить дальнейшую программу. Поэтому еще месяца три назад я начала давать Валюше дополнительные задания ежедневно, чтобы выучила без особого напряжения к четвертому классу.
Работы всего на 15 минут. Сделать и пойти заниматься своими делами весь день. Но у Валюши часто бывает такое настроение, когда все бесит и расстраивает. И тогда начинается ад для всех. Пока не выведет меня из себя окончательно, не успокоится.
Ноет и ноет. Сложно, долго, неохота. Два примера напишет и уходит. Зову обратно - ворчит, возмущается.
Два часа спустя я окончательно вышла из себя и наорала. Орала долго. Сначала просто ругалась, а потом завела нотации о том, как важно учиться, получить профессию и прочее.
В общем, расстроилась я из-за того, что сорвалась, и что Валюша с таким скрипом делает уроки. И тут мне на глаза попалась эта книга. Я ее заказала месяц назад, но еще не раскрывала.
Села, читаю. Валюша увидела название, как давай смеяться.
- Мама, ты читаешь, чтобы заставить меня учиться, да?
- Угу.
- Ну и как меня можно заставить? Че там написано, расскажи?
- Написано, что надо ремнем пороть.
Смотрит с ужасом.
- Отнимать еду и морить голодом.
- Не может быть такого.
- И самый верный способ, знаешь какой? В клетке запереть и бросить учебник между прутьев. Точно сработает.
Хохочет.
А на самом деле способ все тот же, что описан и в других книгах Фабер и Мазлиш. Самое главное и то, о чем я в пылу ссоры всегда забываю - давать ребенку право на негативные чувства и активно его выслушивать.
Как же это просто. И безумно трудно.
- Мааам, как меня бесит эта таблица умножения!!! Никогда я ее не запомню, я тупая. Мне надоело ее учить.
- Запомнишь, ты просто ленишься и не концентрируешься. Если захочешь - выучишь быстро. Хватит ныть, просто решай примеры!
Вот моя реакция. Неправильная. Поэтому и разгорается пламя ссоры снова и снова. Каждый день. Выматывающие споры, дискуссии, взаимная грубость.
Ох, как же непросто услышать, посочувствовать.
- Да, учить таблицу может быть очень скучно. Кажется, все эти цифры одинаковые и бессмысленные. И в голове толком ничего не откладывается. Как было бы здорово, если бы мы запоминали эту дурацкую таблицу сразу. Прочитали и все в голове отложилось!
Тем более, что у меня-то в моем детстве было то же самое! Абсолютно то же самое. Я даже двойки получила по математике за таблицу на 7,8 и 9. Как сейчас помню, как расстроилась мама. И заставила меня учить. Долго и мучительно.
Почему так трудно встать на сторону своего ребенка и просто дать ему право на негодование? Злость? Досаду?
Потому что в детстве наши чувства точно также кто-то обесценивал и отрицал? Или в нашей природе так поступать по отношению ко всем вокруг, кроме нас самих?
Как же сложно. Но я буду пытаться. Завтра все будет по-другому.
Вот такие мысли сегодня. Невеселые, потому что я себя не чувствую хорошей мамой сейчас. Но это конструктивные мысли. Такие тоже нужны, чтобы переосмыслить закоренелые ошибки и исправить их.
Пост-знакомство - Из русской деревни в джунгли Бразилии.