Найти тему
Бобры из Бразилии

Записки из джунглей Бразилии - накричала на дочь из-за таблицы умножения

Дочитала Крапивина, взялась за Фабер и Мазлиш, хотя собиралась Водолазкина начать. Планы поменялись после ссоры со старшей.

Утром, как всегда, выдала Валюше задания. Сейчас она учит таблицу умножения по пособиям Кумон. В Бразилии школьникам не задают учить ее наизусть, но по факту без нее невозможно проходить дальнейшую программу. Поэтому еще месяца три назад я начала давать Валюше дополнительные задания ежедневно, чтобы выучила без особого напряжения к четвертому классу.

Работы всего на 15 минут. Сделать и пойти заниматься своими делами весь день. Но у Валюши часто бывает такое настроение, когда все бесит и расстраивает. И тогда начинается ад для всех. Пока не выведет меня из себя окончательно, не успокоится.

Ноет и ноет. Сложно, долго, неохота. Два примера напишет и уходит. Зову обратно - ворчит, возмущается.

Два часа спустя я окончательно вышла из себя и наорала. Орала долго. Сначала просто ругалась, а потом завела нотации о том, как важно учиться, получить профессию и прочее.

В общем, расстроилась я из-за того, что сорвалась, и что Валюша с таким скрипом делает уроки. И тут мне на глаза попалась эта книга. Я ее заказала месяц назад, но еще не раскрывала.

Села, читаю. Валюша увидела название, как давай смеяться.

- Мама, ты читаешь, чтобы заставить меня учиться, да?

- Угу.

- Ну и как меня можно заставить? Че там написано, расскажи?

- Написано, что надо ремнем пороть.

Смотрит с ужасом.

- Отнимать еду и морить голодом.

- Не может быть такого.

- И самый верный способ, знаешь какой? В клетке запереть и бросить учебник между прутьев. Точно сработает.

Хохочет.

А на самом деле способ все тот же, что описан и в других книгах Фабер и Мазлиш. Самое главное и то, о чем я в пылу ссоры всегда забываю - давать ребенку право на негативные чувства и активно его выслушивать.

Как же это просто. И безумно трудно.

- Мааам, как меня бесит эта таблица умножения!!! Никогда я ее не запомню, я тупая. Мне надоело ее учить.

- Запомнишь, ты просто ленишься и не концентрируешься. Если захочешь - выучишь быстро. Хватит ныть, просто решай примеры!

Вот моя реакция. Неправильная. Поэтому и разгорается пламя ссоры снова и снова. Каждый день. Выматывающие споры, дискуссии, взаимная грубость.

Ох, как же непросто услышать, посочувствовать.

- Да, учить таблицу может быть очень скучно. Кажется, все эти цифры одинаковые и бессмысленные. И в голове толком ничего не откладывается. Как было бы здорово, если бы мы запоминали эту дурацкую таблицу сразу. Прочитали и все в голове отложилось!

Тем более, что у меня-то в моем детстве было то же самое! Абсолютно то же самое. Я даже двойки получила по математике за таблицу на 7,8 и 9. Как сейчас помню, как расстроилась мама. И заставила меня учить. Долго и мучительно.

Почему так трудно встать на сторону своего ребенка и просто дать ему право на негодование? Злость? Досаду?

Потому что в детстве наши чувства точно также кто-то обесценивал и отрицал? Или в нашей природе так поступать по отношению ко всем вокруг, кроме нас самих?

Как же сложно. Но я буду пытаться. Завтра все будет по-другому.

Вот такие мысли сегодня. Невеселые, потому что я себя не чувствую хорошей мамой сейчас. Но это конструктивные мысли. Такие тоже нужны, чтобы переосмыслить закоренелые ошибки и исправить их.

-2

Пост-знакомство - Из русской деревни в джунгли Бразилии.