Для чего оставляют еду на кладбище? Можно ли ее брать? И можно ли есть на кладбище и еду оставлять на могиле?
Это очень древний обычай, ещё языческий. В захоронениях каменного века лежат зерна, горшочки для еды, орудия для добычи пропитания… Первое время душа человека ещё нуждается в пище; не в самой еде, а в ее загробной тени, в символе.
Если дать с собой припас пищи, можно подкрепить силы умершего, пока он не окажется полностью в другом мире.
И еда - это жертва, плата духам и богам. Энергия еды отдаётся богам подземного мира, чтобы они добрее были к умершему и помогли ему. Таков обычай, которому не тысячи, а десятки тысяч лет.
Еда - энергия, за счёт которой живет организм. И на первое время питание в виде образов еды умершему тоже нужно. Иногда жертвенную еду сжигали, чтобы таким образом переправить умершему и богам.
Потом стали есть на могиле и оставлять избыток «для души» и для тех, кто связан с миром мёртвых и может энергию передать умершему.
С миром мёртвых связаны психопомпы; живые существа, которые могут посещать мир мёртвых. Например, птицы. Так считали ещё в Древней Греции. Они поклюют зерно, а потом помогут умершему, защитят его и передадут весточку от живых.
Это очень древняя традиция. И она жива по сей день.
Но брать еду с могил ни в коем случае нельзя. Это могут делать только «отпетые» люди. Они тоже связаны с миром мёртвых. Выражение «отпетый человек» означает «отпетый, да не похороненный».
Это человек, который вычеркнут из жизни, из обычного мира живых. Над ним словно проведены все похоронные обряды, но он ещё дышит, говорит, ходит и хочет есть.
Например, нищий бродяга, у которого нет социальных связей, он мёртв для общества. Или беглый каторжник без приюта и документов. Или психически больной несчастный, которого раньше изгоняли из общества, а лечебниц просто не было…
Вот это - отпетые люди. Их считали мертвыми для общины. И они могли брать еду с могил или вещи; это была их последняя надежда и способ выжить.
Возьмёт такой отпетый хлеб и яйцо, поест, мысленно поблагодарит умершего. И подкрепит свои силы. Может, благодаря этой пище он проживёт ещё один день! И вдруг именно в этот день случится чудо - отпетый для общества человек найдёт спасение, ангел его посетит и поможет ему? Душа будет спасена!
Вот два смысла еды на могилах: «кормление» умершего «тенью», энергией пищи. И пропитание «отпетого», помощь живому, вычеркнутому из жизни.
Брать конфеты, хлеб, яйца нормальному человеку ни в коем случае нельзя. Таким образом человек приравнивает себя к мертвецу. Берет чужое, не ему предназначенное.
И нарушает границу между миром живых и миром умерших; берет «мертвую» еду. Хотя не погибает с голода…
Пусть еда на кладбище остаётся тем, кто погибает морально и относится к «отпетым». Может, яичко или печенье продлят чью-то жизнь и дадут надежду на спасение.
И поевший добрым словом помянет покойного, помолится за него. Или отнесёт игрушку с могилки своему несчастному ребёнку, порадует его?
На кладбище лучше не есть все-таки. И из гигиенических соображений, и из психологических. Раньше до кладбища шли после тяжелого рабочего дня; или в редкий праздник.
Припасы несли с собой, потому что на кладбище встречались с соседями, с родственниками, - некогда в такой день было топить печь и варить обед. Закусывали и вспоминали умерших добрым словом.
Теперь такой необходимости нет. И лучше не есть там, где под землей идут процессы разложения. А вокруг все напоминает о смерти. Можно невольно ассоциировать смерть и еду.
Оставлять же еду на могиле не стоит с религиозной точки зрения. Это язычество.
С другой стороны, если вы оставляете еду как милостыню и пропитание живым, чтобы они помянули покойного, ничего плохого в этом нет.
Но есть печенье, конфеты и прочее с чужих могил не стоит. Часто на такие продукты «наговаривают» свои болезни. Кладбище издавна недобрые люди использовали для магических обрядов.
И простая гигиена нужна: вы знать не знаете, кто и какими руками положил эту пищу на могилу. И откуда эти продукты.
Так что ничего не берите. Это не для обычных людей, живых и здоровых, имеющих ресурс.
И лучше продукты отдать прямо в руки нуждающимся или покормить бедных животных. Или подать милостыню голодному. Это более правильно в современных условиях.
Анна Кирьянова