Приветствую всех читателей и посетителей своего канала!
К творчеству Александра Николаевича можно относиться с симпатией или неприязнью, даже ненавистью, с интересом или возмущением, но равнодушных у этого талантливого, многогранного актёра точно нет. Он некрасив, нестандартен, часто позволяет себе совершенно неподобающие вещи, но он это делает от безграничной внутренней свободы, от искренности и естественности - находится «на своей волне».
Его воспитывала мама и дед-инвалид, да в общем-то и воспитания никакого не было, мама с утра до ночи работала – парень был предоставлен сам себе, вырос на улице, учился кое-как, и уже в третьем классе стал курить. Неожиданно обнаружились у него способности к рисованию, чуть позже Саша увлёкся литературой, и даже стал заниматься в кружке местного писателя.
После 8-го класса он уехал из своей тюменской деревушки Согом и направился в Ленинград, поступать в художественное училище. Экзамены Баширов завалил, но решил остаться в этом красивейшем городе, а чтобы как-то закрепиться, поступил в ПТУ и выучился на плиточника. Потом работал в Выборге на цементном заводе, служил в армии, а через некоторое время после дембеля решил учиться на режиссёра.
Александру было почти 30 лет, когда он поступил во ВГИК в мастерскую Игоря Таланкина, его однокурсниками были Фёдор Бондарчук, Иван Охлобыстин и Тигран Кеосаян. Уже на втором курсе режиссёр Сергей Соловьёв пригласил парня в свою картину «Чужая белая и рябой», доверив ему роль Чудика. Именно так многие называют Баширова до сих пор – главный чудик нашего кинематографа.
Вообще, прозвищ у актёра много, и все они идут с прилагательным «главный» - маргинал, алкоголик, клоун, паяц, балагур, сумасшедший, дебошир, и другие. Дебоширом Александра прозвали не только из-за скандального, вызывающего поведения – в 1996 году он открыл в Санкт-Петербурге киностудию «Дебошир-фильм», которая стала основателем фестивалей независимого кино «Чистые грёзы», а сам Баширов снимал там свои фильмы, являлся худруком и преподавателем актёрско-режиссёрской мастерской.
Его дебютную актёрскую работу оценили, заметили, тот же Соловьёв сразу пригласил Александра в свой следующий фильм «Асса», который принёс широкую известность многим задействованным в нём артистам.
Потом были ещё два культовых фильма «Игла» и «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», в которых Баширов снялся уже перед самым отъездом в Америку – его вторая жена Сара Венди Ньютон (первый брак со шведкой Марией Ценскен на 1 курсе ВГИКа прожил всего несколько месяцев) приехала учиться в Москву из Нью-Йорка, и получив диплом, собиралась уехать обратно.
Александр последовал за ней, поступил на курсы английского языка в Колумбийский Университет, занимался в актёрской мастерской в «Бергхоф-студии» в Нью-Йорке. Там же родился их сын Кристофер, а вскоре после его появления на свет, Баширов засобирался обратно на родину. Не сложилось у него ни с женой – слишком разные менталитеты, ни с чужой страной, такой желанной для многих советских людей в перестроечные годы – наш главный чудик рвался на родную землю.
Он вернулся, и тут же получил главную роль беса в трагикомической фантасмагории «Дом под звёздным небом», и небольшую эпизодическую в драме «Самостоятельная жизнь». В середине 90-х он женился в третий раз на солистке группы «Колибри» Инне Волковой, с которой недавно справили серебряную свадьбу. В семье родилась дочь Александра-Мария – она пошла по стопам отца и тоже окончила режиссёрский факультет ВГИКа.
В 1998 году Баширов заявил о себе, как режиссёр, сценарист и продюсер – его дебютный фильм «Железная Пята Олигархии», в котором он сам сыграл главную роль, получил множество престижных наград на различных кинофестивалях. Несмотря на явный успех, Александр не спешил дальше двигаться в этом направлении – он был очень востребован именно как актёр, съёмки и кино-экспедиции отнимали очень много времени, он никак не мог сосредоточиться на режиссёрской работе.
В 2003-м в сотрудничестве с постановщиком Арменаком Назикяном Александр снял две серии детектива «Удачи тебе, сыщик», а в 2006-м в паре с венгерским коллегой Томашем Тотом выпустили мистическую драму «Волк», сценарий для которой тоже написали сами, а Баширов вновь сыграл главного героя.
В 2000-х актёр снимался очень много, каждый год выходило по 8-10 фильмов и сериалов с его участием, рекордными стали 2005 и 2008 годы – по 13 кинопроектов. Сейчас в фильмографии Баширова 161 работа, и режиссёры продолжают приглашать его в свои проекты.
Сейчас Александр Николаевич работает над ролью в драме «Этаж» где задействованы также такие замечательные актёры, как Лия Ахеджакова, Михаил Боярский, Георгий Штиль, Светлана Немоляева, Иван Охлобыстин, Ольга Хохлова, и другие. Это история расселения большой коммунальной квартиры, где абсолютно чужие друг другу люди становятся настоящей семьёй.
Баширов никогда не отказывается от интервью, подробно и искренне отвечая на вопросы журналистов. Особенно любит он беседовать с Дмитрием Гордоном, всегда чувствует себя у него в гостях, как дома:
Вас могут заинтересовать следующие материалы: