Версаль давно уже стал одним из символов Франции. Миллионы со всего мира людей стремятся попасть в этот знаменитый дворцово-парковый комплекс для того, чтобы увидеть знаменитые фонтаны и роскошные интерьеры королевского дворца.
Однако, французы не любят акцентировать внимание на том факте, что большинство знаменитых интерьеров Версальского дворца абсолютные новоделы (некоторые даже XX века), а подлинная отделка дворца была уничтожена во время революции 1789 года.
Все годы революции дворец использовался как склад и сильно обветшал, а его реставрация в XlX веке коснулась лишь некоторых парадных залов. И только во второй половине XX века (в связи с растущим туристическим потоком) решили воссоздать исторические жилые интерьеры, что не могло не сказаться на их достоверности.
Спальня королевы (или Марии Антуанетты, по последней владелице) пример полностью воссозданного в XX веке интерьера Версальского дворца. Ни один из современных элементов убранства этой спальни не находился здесь при казненной королеве. Более того, вся отделка этой спальни выполнена очень приблизительно, только на основании дошедших до нас текстовых описаний.
Что же заново воссоздано в этой спальне в XX веке? Почти все: резная позолоченная кровать с пологом и балдахином, резная балюстрада перед кроватью, складные стулья, хрустальные люстры (производитель Сваровски), лепнина и отделка потолка, отделка камина и зеркало с рамой.
Надо понимать, что все эти элементы воссоздавалось только по приблизительным аналогам (даже их изображений не сохранилось) и можно быть на 100 % уверенным, что подлинная спальня Марии Антуанетты вероятно выглядела похоже, но точно иначе.
Отдельно хотел бы отметить ткань с цветочным орнаментом на балдахине кровати и стенах, которая задает настроение всему интерьеру. Точный рисунок этой ткани не известен, но от XVIII века дошло его описание: он включал цветочные гирлянды, сирень, розы, а также ленты, вплетенные в хвосты павлинов.
В процессе воссоздания спальни было куплено старинное покрывало XVIII века. На основе орнамента этого покрывала и был воссоздан (фактически придуман заново) основной рисунок ткани для отделки стен, балдахина и изголовья кровати. Это покрывало и сейчас лежит на кровати, но, если бы за основу воссоздания рисунка ткани взяли бы какой нибудь другой аналог, то и спальня королевы была бы совсем другой.
Если присмотреться, то видно, что современный рисунок довольно грубый и даже примитивный, особенно это заметно на спинке кровати. Скорее всего мы видим только бледное подобие прежней королевской роскоши.
Если сопоставить подлинный гобелен королевской мануфактуры (это уровень Марии Антуанетты) конца XVIII века и подушку воссозданную в XX веке, то вполне наглядно видно, что современное воссоздание, хоть и выполнено добротно и качественно, в сравнении с подлинной вещью эпохи, выглядит просто как какая то китайская вышивка.
Но, есть ли в этой спальне хоть что то подлинное?
Во всей спальне единственным подлинным предметом, принадлежавшим лично Марии Антуанетте является только шкафчик для драгоценностей. Он сохранился потому, что революционеры передали его в Лувр. Но, и этот шкафчик никогда не находился в спальне королевы, его поместили туда только для того, чтобы в этой комнате было хоть что то подлинное.
Из подлинных предметов XVIII века в спальне находится еще каминный гарнитур из двух ваз-подсвечников и настенные часы картель. Но и эти предметы никогда не принадлежали ни Марии Антуанетте ни вообще кому либо из королевской семьи, а были подобраны по аналогии на современных аукционах.
Нисколько не умаляя художественных достоинств этой комнаты (молодцы французы, что воссоздали хоть в таком виде), все же хотелось бы отметить, что спальня Марии Антуанетты (как и некоторые другие интерьеры Версаля) является по сути историческим Диснейлендом - продуктом массовой культуры, когда потребность в сотворении мифа идет в разрез с исторической подлинностью.
Аналогичным образом в наше время можно было бы восстановить утраченные комнаты Екатерины II в Зимнем дворце (они сгорели в 1837 году и от них остались только описания). На интерьер XVIII наверное было бы похоже, но, к самой императрице не имело бы никакого отношения.
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста лайкните ее и добавляйтесь в подписчики. Спасибо!