Небо притягивало людей с давних времен. Но очень долго оставалось далеким и недосягаемым для сильных и смелых мужчин, не говоря уж об изнеженном прекрасном поле. Но всегда существовали бесстрашные натуры, склонные к авантюризму и риску. И частенько именно им природа позволяла покорить недосягаемые доселе вершины.
#Жизнь Лидии Зверевой была яркой и, к сожалению, до обидного короткой. Начиналась она довольно обычно. Лидочка появилась на свет в семье боевого генерала Виссариона Лебедева - героя войны на Балканах. Как и положено барышне из хорошей семьи той поры, после гимназии она закончила Белостокский институт благородных девиц (по другим данным - Мариинское женское училище). Но в отличии от большинства других воспитанниц ее манили вовсе не светские салоны и выгодный брак, а небо. Вместо последних сплетен Лидия с детства интересовалась достижениями зарождавшейся русской и зарубежной авиации.
Свой первый #полет Лидочка совершила еще в детстве, спустившись с крыши сарая на кружевном зонтике старшей сестры. Тогда он завершился приземлением в заросли крапивы и родительским наказанием. Но #мечта стать покорительницей неба не ослабевала. Позже она вспоминала:
"Еще будучи маленькой девочкой, я с восторгом поднималась на аэростатах в крепости Осовец и строила модели, когда в России еще никто не летал, и только в газетах начали изредка появляться первые вести об успехах заграничных конструкторов".
После окончания института благородных девиц родители решили, что дочь достаточно образована и выдали ее замуж за инженера Ивана Сергеевича Зверева. Именно под этой фамилией она и войдет в историю российской авиации. Брак продлился два года до неожиданной смерти мужа от аппендицита.
Мечта о небе не отпускала. В 1910 году, преодолев массу запретов и препонов, при моральной и материальной поддержке отца молодой вдове удается поступить в Гатчинскую авиашколу. И уже через год, выдержав серьезные экзамены, она становится первой дипломированной русской женщиной-пилотом. Причем желание летать не было очередным капризом взбалмошной барышни. Лидия отмечала в своей автобиографии:
"Школу пилотов я окончила для того, чтобы полностью посвятить себя авиации. Думаю начать, как и большинство моих коллег, с показательных полетов, затем займусь инструкторской работой и, наконец, буду, обязательно строить и испытывать аэропланы".
Лидия удивляла коллег бесстрашием, выдержкой и умением разбираться в сложных механизмах. Она смело и решительно выполняла в воздухе различные фигуры, поднималась на высоту, которой зачастую остерегались пилоты-мужчины. Сохранились статьи в газетах того времени о том, как отважная дама-авиатор выполняла "мертвую петлю":
"Моран быстро набирал высоту. 500, 600, 700 метров. На отметке 800 аэроплан неожиданно завис в воздухе и нырнул вниз. "Ах!!!" — почти одновременно вырвалось у собравшихся внизу зрителей. Но через несколько секунд вновь раздался рокот мотора — аэроплан устремился вверх и описал "петлю". Затаившая дыхание толпа взорвалась аплодисментами. А спустя ещё несколько мгновений красивой спиралью самолёт спланировал к самым трибунам.
Браво! Браво! — летело со всех сторон..."
Публика любила храбрую летчицу и неизменно после показательных полетов ревела от восторга и так заваливала ее самолет цветами, что воздушного судна не было видно. Но, безусловно, такая коллега и соперница нравилась далеко не всем. Например, ее участие в Царскосельских состязаниях было сорвано из-за того что, кто-то насыпал в мотор самолета Зверевой железные опилки.
Небо сыграло свою роль и в личной жизни отважной Лидии. Своего суженого она встретила во время обучения в воздухоплавательной школе. Владимир Слюсаренко был пилотом-инструктором. После серии демонстрационных полетов в разных городах #супруги перебрались в Ригу, считавшуюся центром русской авиации, где открыли собственную авиационную школу и предприятие, занимавшееся постройкой и ремонтом самолетов. В эту школу принимали и дам, а плата за обучение летному искусству была одной из самых низких в России. Здесь же случилась авария, которая чуть не закончилась плачевно. Резкий маневр под сильным ветром привел к опрокидыванию легкой авиамашины и падению смелой летчицы. Тогда ей несказанно повезло отделаться ушибами.
Лидия Зверева не ограничивалась пилотированием, она успела придумать ряд усовершенствований в конструкциях самолетов, собиравшихся по западным чертежам в мастерских ее мужа. Вернувшись после начала Первой мировой войны в Петербург, она активно занялась авиамоделированием.
Но судьба часто бывает безжалостной. Жизнь бесстрашной "первой поднебесной дамы России" оборвалась на самом взлете в 26 лет. Умерла она не в результате авиакатастрофы, как можно было бы ожидать, исходя из ее биографии, а в своей постели от скоротечного брюшного тифа. Вероятно она заразилась в военном госпитале, где проработала две недели сестрой милосердия. Произошло все так быстро, что безутешный супруг отказывался верить в болезнь. Владимир Викторович считал, что талантливую авиатриссу убили агенты немецкой разведки. Во время похорон над Александро-Невской лаврой кружили #самолеты "Фарманы". Так друзья-авиаторы навсегда прощались со своей подругой.
Спасибо тому, кто дочитал. Будем рады лайкам и комментариям. Подписывайтесь на наш канал.
Может Вам будет интересно:
Как волосы повлияли на судьбу сестер Сазерленд
Необычный шлем короля Генриха VIII
Повороты судьбы прусской Помпадур
Анна Берия- любимая сестра Лаврентия
Твердокаменная Клавдия - жена "черного дьявола"