Как часто мы сталкиваемся с различными ошибочными суждениями о работе нашего мозга?
Большинство людей не проявляет интереса к научным открытиям о функционировании и развитии мозга, не говоря уже о его генетике, биохимии, физиологии и различных патологиях нервной системы, которые изучает #нейробиология
Зачастую, несведущие люди путают нейробиологов с психологами, однако нейробиология является более точной наукой.
В нейробиологии человеческий мозг изучают от молекулярного до клеточного уровня, от уровня небольших объединений нейронов, до таких больших систем, как кора головного мозга или мозжечок, а также на уровне нервной системы в целом.
Существует множество различных мифов про наш мозг.
Например, один из наиболее распространенных - миф о том, что мы используем наш мозг всего лишь на 10%, то же самое относится к легенде о миллионах клеток мозга, которые мы будто бы ежедневно теряем в процессе старения.
За последние 50 лет, благодаря работе десятков тысяч ученых по всему миру и появлению специальных дисциплин, в нейробиологии было сделано множество научных выводов о функционировании и развитии мозга.
Нужны ли обычному человеку знания "профессорского минимума" по нейробиологии? Безусловно, нет. Однако, каждому человеку не помешают хотя бы краткие представления о том, как человек развивается и стареет, что влияет на возникновение болезней мозга, и что представляют собой жизнь и смерть в контексте нейробиологии.
Именно нейробиология может подсказать ответы на такие вопросы:
- как наш мозг дифференцируется на мозг мальчика или девочки;
- что разыгрывается в мозге подростка;
- как #мозг обеспечивает сохранение индивидуума и всего вида;
- как мы стареем, делаемся слабоумными и умираем и т.д.
Мозг является источником радости, удовольствий, смеха и шуток, а также печали, боли, горести или слез. Мозг делает нас безумными, тревожными, в нем кроются причины бессонницы или лунатизма, забывчивости, необычного поведения, невозможности собраться с мыслями.
#Нарушения в мозге приводят к психическим и неврологическим заболеваниям.
На сегодняшний день, для ряда психиатрических и неврологических болезней разработаны эффективные терапии.
Например, #болезнь Паркинсона давно лечится лево-допой, а при правильно подобранной терапии - СПИД-деменция больше не возникает.
При выявлении шизофрении, генетические и иные факторы очень быстро картографируются: можно увидеть в микроскоп, что у больного шизофренией нормальное развитие мозга было нарушено уже во время беременности.
Благодаря научным достижениям, людям растворяют тромбы, которые могут стать причиной инсульта, останавливают кровотечение и проводят стентирование суженных сосудов мозга.
Нидерландскому банку мозга более 3 500 человек завещали передать после смерти свой мозг для исследований, что даст новое понимание молекулярных процессов, вызывающих такие болезни как шизофрения, болезнь Паркинсона, #болезнь Альцгеймера, #рассеянный склероз и депрессия.
Стимулирующие электроды уже доказали свою эффективность. Имплантируемые в точно установленные места в глубине мозга, они позволяют прекратить интенсивное дрожание сразу, как только больной нажимает на кнопку стимлятора.
Нейробиология может ответить и на такие сакральные вопросы, как рождение, родительская забота и развитие человека.
Так например, мозг матери и ребенка неразрывно связаны во время родов: снижение уровня глюкозы у плода является сигналом для начала родов, т.к. организм матери больше не состоянии обеспечивать растущий плод достаточным питанием. Клетки мозга в гипоталамусе плода реагируют на снижение уровня глюкозы также, как у взрослого человека, они будут реагировать на недостаток пищи.
Уже сейчас научно доказано, что определенное число психических нарушений связано с осложнениями во время родов, например, шизофрения является нарушением развития мозга на ранней стадии, главным образом генетического характера.
Недавно было обнаружено, что у девушек страдающих нарушениями питания (анорексия или нервная булимия), роды матери часто проходили с осложнениями.
Функционирование мозга затрагивает все стороны личности человека: внутриутробное развитие, рождение, взросление и восприятие себя и окружающего мира.
Абсолютно #всем женщинам стоит знать, как формируется материнское поведение на уровне нейробиологии, и как женщина может влиять на внутриутробное развитие своего ребенка.
Абсолютно #всем мужчинам стоит знать, что мужчине тоже необходимо готовиться к роли отца, т.к. при отцовстве происходят изменения в выработке гормонов, воздействующих на мозг, будущий отец начинает не только иначе себя вести, но и иначе себя чувствовать.
Абсолютно #всем родителям стоит знать, что окружение на раннем этапе развития ребенка имеет важное значение.
Как говорил Ричард А. Уоллхайм (1923-2003):
Хорошее окружение не роскошь, а необходимость
В 1871 году Дарвин отметил, что мозг у зайцев и кроликов, выросших в тесной клетке, был на 15-30% меньше, чем у росших на воле.
У детей, которым не уделяли внимания на ранней стадии развития, мозг также уменьшен: они на всю жизнь сохраняют ограничения в интеллекте, языке и тонкой моторике, они гиперактивны и импульсивны.
Абсолютно #всем людям стоит знать хотя бы краткую информацию:
- о возможных нарушениях развития мозга под влиянием внешней среды;
- о нарушении мозга из-за вызывающих зависимость лекарств и веществ;
- о сексуальной дифференциации мозга: типичный мальчик или девочка? (тема гендерной идентичности, набирающая обороты в последние годы);
- о связи молодости и агрессии;
- об особенностях аутистов и савантов;
- о возможностях генной терапии;
- о возможностях восстановления повреждений мозга;
- о разрушительном влиянии на мозг, такого агресивного спорта как бокс;
- о том, как мозг влияет на моральное поведение человека;
- о причинах возникновения, таких распространенных болезней старости, как деменция и болезнь Альцгеймера;
- о бессознательном моральном поведении, пересекающимся с религией.
С чего же начать? Можно ознакомится с работами ведущих нейробиологов, которые доступным языков объясняют научные открытия для широкой аудитории.
Например, книга "Мы - это наш мозг. От матки до Альцгеймера" Дика Свааба - всемирно известного ученого, в течение тридцати лет возглавлявшего Нидерландский институт мозга.
Книга "Как работает мозг" Стивена Пинкера, выдающегося ученого, специализирующегося в экспериментальной психологии и когнитивных науках.
Или книга "Революция в голове. Как новые нервные клетки омолаживают мозг" Герда Кемперманна, одного из ведущих немецких нейробиологов.
_______________________________________
Эти статьи могут быть вам интересны:
Распространённые мифы про бодипозитив
Деменция: современная проблема человечества
Синдром Мюнхгаузена BY PROXY в детской психиатрии
Отношение мужчин к психологической помощи
Абулия: психопатологический синдром, а не слабоволие
Психологические манипуляции: кто в зоне риска?
Фемицид: статистика в мире и в России
Эмоциональное одиночество созависимых людей
________________________________________
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!
Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.
Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.