Закон о трех колосках
Принят в августе 1932 года на фоне участившихся хищений с колхозных полей в связи с очень тяжёлой продовольственной ситуацией в стране. Слом традиционных отношений в деревне, раскулачивание и коллективизация привели к очередному голоду, разразившемуся в советской стране. На этом фоне резко участились кражи колхозного имущества. Дабы положить этому конец, по инициативе Сталина были приняты поистине драконовские меры. Любое колхозное имущество, включая посевы на полях, приравнивалось к государственному, а его хищение каралось смертной казнью. При наличии смягчающих обстоятельств казнь заменялась тюремным заключением на срок не менее 10 лет. При этом осуждённые по данным делам не подлежали амнистии. Это привело к тому, что мелкие кражи, которые традиционно наказывались общественным порицанием, исправительными работами или в худшем случае несколькими месяцами заключения, перешли в разряд особо тяжких государственных преступлений. А колхозник, сорвавший несколько колосков в поле или накопавший несколько картофельных клубней, превращался в особо опасного преступника.
Поэтому в 1936 году на высшем уровне был инициирован пересмотр всех дел по данной категории для разгрузки тюрем. В результате пересмотра выяснилось, что большая часть людей осуждена необоснованно — за ничтожные хищения. Все эти люди были освобождены из тюрем со снятием судимости.
Закон о побеге за границу
В июне 1935 года побег за границу был приравнен к измене родине. Беглец, в случае попадания в руки советских правоохранителей, подлежал смертной казни. Родственники не донёсшие о готовящемся побеге, подлежали заключению на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. Если они не знали о намерениях родственника бежать, то в этом случае они подлежали ссылке в Сибирь на пятилетний срок.
В первую очередь закон касался военнослужащих и должностных лиц. Поскольку обычные граждане и без того не имели возможности покинуть страну, если только они не жили в приграничных районах и не знали там тайных троп. Закон был принят в связи с участившимися случаями бегства должностных работников, отправленных в заграничные командировки. С конца 20-х годов количество невозвращенцев стало быстро расти.
Однако в хрущёвское время законодательство было подкорректировано и беглецам больше не грозила смертная казнь. Кроме того, был отменён принцип коллективного наказания родственников беглеца.
Налог на холостяков
Официально именовался налогом на холостяков, бездетных и малосемейных граждан. Налог начал взиматься с ноября 1941 года. Учитывая время и обстоятельства его появления можно предположить, что внедрение нового налога должно было стимулировать рождаемость, чтобы компенсировать потери в ходе войны. Однако даже в те периоды, когда с рождаемостью все было очень хорошо, налог по-прежнему не отменялся. Еще одной причиной появления нового налога, стала, по всей видимости, необходимость поддержки огромного количества сирот, потерявших родителей в ходе войны. Налог планировался как чрезвычайная мера, однако оказался настолько удобным средством пополнения казны (в отдельные периоды поступления от налога достигали 1% от годовых доходов бюджета), что в итоге он просуществовал до самого конца существования СССР. Все советские мужчины в возрасте от 20 до 45 лет должны были ежемесячно отчислять государству 5% от своей зарплаты до тех пор, пока у них не родится ребенок. Студенты дневных отделений вузов освобождались от налога до достижения 25 лет. Женщины также не платили налог до тех пор, пока не вступали в брак. С этого момента и до рождения ребенка они также отчисляли 5% зарплаты.