В последние годы количество производимой одежды увеличилось в сотни раз. Ещё в прошлом веке модные дома выпускали только две коллекции в год, зимнюю и летнюю. Теперь же ведущие мировые бренды радуют покупателей обновлённым за год ассортиментом как минимум шесть раз! Это — так называемая "быстрая" мода, выгодная масс-маркету. Такая одежда служит недолго, быстро теряет вид, её невысокое качество не выдерживает большого количества стирок. Недавно купленная, она довольно скоро оказывается на свалке, нанося вред окружающей среде.
"Медленная" мода, наоборот, продвигает принцип бережного отношения к одежде, покупки по необходимости, продуманные, а не спонтанные, уклон в сторону эксклюзива, ручной работы, поддержки своих, местных производителей. Об этом более подробно я рассказывала в одной из предыдущих статей.
Но все мы живые люди, и у каждого из нас есть свои причины, по которым мы покупаем ту или иную одежду. Кого же больше, тех, кому неинтересно или некогда кропотливо собирать гардероб, а хочется быть звездой здесь и сейчас? Или тех, кто вспоминает принципы, которые были так близки нашим мамам и бабушкам? Вот мнения сторонников и противников медленной моды:
- "Не всё так просто с "медленной" модой: вещи Хэнд-мэйд тоже рискуют быть похороненными в шкафу. Купишь хорошую дорогую ткань, выберешь фасон, потратишь время на пошив, не экономя на времени и качестве, а в итоге вещь получается не такая как ты ее себе представлял. Не села, ткань не так легла, модель оказалась неудобной... И такие вещи лежат в шкафу мертвым грузом и хранятся дольше масс-маркета лишь потому, что свою вещь рука не поднимается выкинуть, а перешивать, опять вкладывать время больше не хочется. Готовые же вещи позволяют померить их, покрутиться перед зеркалом и подумать"...
- "У многих в гардеробе есть вещи, призванные служить 2-3 сезона и дольше, например, верхняя одежда. Никто куртку, дубленку или шубу на один сезон не покупает. Дизайнеры часто призывают потратиться на них и купить их подороже, чтобы они служили дольше и не теряли внешнего вида. Дополняется это все ультрамодными новинками "на сезон". Дизайнеры твердят об этом не первый год. И тут вдруг - "Стоит ли вовсе отказываться от масс-маркета в пользу «медленной моды» ?"... Кроме того, почему-то обошли стороной детскую одежду? Дети растут быстро, возьмешься что-то ребенку шить - глядь,а он уже вырос. Проще пойти и купить в "ненавистном" масс-маркете, чем тратить свое время на вещь, которую ребенок оденет 2 раза"...
- "Лично мне близка именно экологическая составляющая. Плюс привычка после жизни в маленькой однушке минимизировать количество вещей. Регулярная "чистка" пространства приводила к выбрасыванию /отдаванию большого количества неносимого, и стало понятно, сколько ненужного покупается. Кроме сожалений о выброшенных на ветер деньгах, было реально неудобно выкидывать зачастую новые вещи - ведь ресурсов в них вложено немало, а я с ними так.... Для меня это сродни выбрасыванию еды. Неловко за собственное расточительство. В результате стала в покупках менее импульсивной и более вдумчивой"...
- "Идеи очень привлекательные и правильные. Однако, сомневаюсь, что это пойдёт в массы. Население запрограммировано на такое отношение к вещам, когда вопросы типа "зачем так много?" не способны вернуть разумное отношение к одежде. Дело в элементарной лени. Если даже стирать и гладить становится рудиментом, про шитьё и прочее рукоделие я уже не говорю. Нет вокруг меня таких людей, нет вообще... Про снижение потребления из-за недостатка ресурсов вообще не стоит говорить, скорее мир забудет про натуральность одежды и перейдёт на синтетику полностью, чем будет следовать принципу "лучше меньше, да лучше". Не вижу никаких тенденций для позитивного взгляда на эту проблему. На примере продуктов питания это особенно заметно"...
- "Цена? Смотря с чем сравнивать. Если с вещами от именитых дизайнеров, то однозначно дешевле. Потом, у шьющих, есть небольшое преимущество - сначала можно купить ткань, потом часть или всю необходимую фурнитуру. То есть возможность свои финансы более гибко распределять. Но есть люди, далёкие от шитья, оно для них практически обесценено. Да ещё если за вещи от дизайнеров (из мидл-/ и более качественного масс-маркета) люди готовы платить, то шитьё рассматривается некоторыми как какая-то забава. Магазинная одежда имеет ценность, а сшитая - это развлечение"...
- "Уважающая себя женщина всегда предпочтёт вещь, сшитую из качественной ткани и по хорошим лекалам. ещё лучше из натуральных тканей стильных расцветок. Это было всегда лучше, чем ширпотреб из Китая. Зачем же выдумывать новый термин и типа новое течение «медленная мода»? А вот одеваться качественно и стильно - это удовольствие не из дешёвых"...
А вы как думаете? Цените ли вы то, что на вас надето?