Найти в Дзене
Кот-ученый

АРИЙСКИЕ «НЕГРЫ»

Юрий Каторин

Брошенная торпеда «Негер»
Брошенная торпеда «Негер»

Практически все знают о применении японцами торпед, управляемых пилотом-смертником (Кайтэн), однако гораздо меньше известно о том, что человекоуправляемые торпеды пытались применять и немцы. Однако водитель имел возможность спастись, а использовали их не для атак на базы противника, а для защиты собственного побережья. Самым первым образцом этого оружия стала спроектированная в 1944 году торпеда «Негер» (Neger; «негр»). Это название родилось от фамилии изобретателя – военного инженера Рихарда Мора. (Mohr – «мавр» вежливая форма немецкого слова «негр»), который занимался проектированием своего детища на испытательной торпедной базе — «Торпедо Ферзухс Анштальт» (ТФА) — в Экенфорде неподалеку от Киля. Мор не только спроектировал новое оружие, но и принял самое активное участие в его довольно опасных тестовых испытаниях.

Основой для идеи создания немецких управляемых торпед послу­жили итальянские «Майяле». После капитуляции Италии осенью 1943 года часть технических средств и оперативной документации 10-й флотилии МАS (Motoscafo Armato Silurante — вооруженные торпедные катера) попала в руки немцев. Исследовательский центр по разработке торпед незамедлительно начал работы по созданию оте­чественного оружия такого же класса. Однако, не смотря на заимствование самой идеи, принципиальная схема герман­ского образца значительно отличалась от итальянской.

-2

«Негер» представляла собой две электрические торпеды калибром 21 дюйм (533 мм), одна над другой с зазором в 15 см. На верхней торпеде боеголовка весом в 500 кгбыла заменена кокпитом для водителя. В нем были установлены самые примитивные органы управления и рычаг пуска нижней торпеды. Прицел был тоже самым простым – кольцо на кокпите и металлический штырь на носу. Нижняя торпеда была обычной боевой. Тихо приблизившись к цели, пловец пускал нижнюю торпеду в ее борт и полным ходом удалялся от места атаки.

Немецкая управляемая торпеда «Негер»
Немецкая управляемая торпеда «Негер»

Одновальный электромотор верхней торпеды теоретически мог позволить этому сооружению двигаться со скоростью 20 узлов. Но из-за необходимости увеличить запас плавучести, чтобы нести нижнюю торпеду, половину аккумуляторов пришлось снять. В результате максимальная скорость сократилась до 10 узлов, а всего «Негер» мог пройти 48 миль со скоростью 4 узла. Длина аппарата 7,6 м, ширина 0,5 м, водоизмещение 2,8 т. «Негер» не мог погружаться, он обладал способностью действовать только в позиционном положении. Эксперименты с балластными цистернами завершились провалом: вес баллона со сжатым воздухом для продувки цистерн опасно сокращал запас плавучести.

Посадка водителя управляемой торпеды «Негер» в кабину
Посадка водителя управляемой торпеды «Негер» в кабину

Водитель был втиснут в крошечный кокпит. Изначально Р. Мор планировал, что пилот торпеды «Негер» будет располагаться внутри корпуса и следить за обстановкой при помощи перископа. Однако диаметр корпуса (всего 533 мм) не позволял сделать подобную кабину. Поэтому кокпит закрывался плексигласовым куполом для защиты от волн, а плечи и голова пилота выступали над водой примерно на 45 см. Устройство сброса купола было установлено внутри кабины, но если водитель при движении открывал купол, чтобы глотнуть свежего воздуха, то это часто приводило к аварии. Торпеду просто захлестывало водой. С закрытым куполом дышать приходилось с помощью кислородного аппарата Даггера. Сначала была предпринята попытка оснастить торпеду кислородным баллоном, но он был слишком тяжел, из-за чего от него отказались. Однако аппарат Даггер не отличался надежностью, и случаи отравления углекислым газом были весьма частыми. Точных данных нет, но немцы считают, что от различных несчастных случаев погибло более половины всех пропавших «Негеров».

Добровольцы для управления торпедами набирались из солдат и матросов, но гросс-адмирал Карл Дёниц (Karl Dönitz; 1891–1980) специальным приказом запретил брать подводников. Он хотел сохранить опытные кадры для комплектования экипажей новейших океанских подводных лодок XXI серии. Правда, командиром 361-го диверсионно-штурмового соединения, состоящего из «негеров», Дёниц назначил Oberleutnant zur See (старшего лейтенанта) Йоханна-Отто Крига (Johann-Otto Krieg; 1919–1999), командира потопленной недавно в гавани Полы подводной лодки U-81 (тип VIIC). Все кандидаты зачислялись в подразделение сугубо на добровольной основе, будучи твердо уверенными в своей миссии – спасти рейх любой ценой. Причем, по воспоминаниям бывших военнослужащих этого соединения, туда не брали людей, у которых были дети, а также единственных детей в семье.

Кроме уже описанных опасностей, водителей подстерегала еще одна. Человекоуправляемая торпеда становилась крайне неустойчивой после того, как пилот выстреливал нижнюю, боевую, торпеду. Бывали и совсем дикие случаи, когда не срабатывали замки, и боевая торпеда тащила за собой верхнюю прямо к верной гибели. Даже если пилоту удавалось преодолеть все трудности, подкрасться к вражескому кораблю и прицелиться, используя примитивное приспособление, его шансы поразить цель (особенно движущуюся) с такой низкой и неустойчивой платформы были крайне невелики. Вместе с тем моряки встретили его с энтузиазмом. «Боевые возможности одноместной человекоуправляемой торпеды, несомненно, казались очень заманчивыми, — писал бывший офицер кригсмарине Хайнрих Берендонк под псевдонимом Кайюс Беккер в своем знаменитом труде «Люди соединения «К». — К тому же такое боевое средство хорошо вписывалось в разработанный Деницем план «интенсификации методов ведения войны».

Подготовка торпеды «Негер» к боевому применению
Подготовка торпеды «Негер» к боевому применению

Еще до того, как торпеды прошли всесторонние испытания, их бросили в бой 20 апреля 1944 года, на пятьдесят пятый день рождения Гитлера. Около 40 «Негеров» под командованием обер-лейтенанта Крига были направлены по железной дороге на западное побережье Италии. Почва на участке пуска оказалась слишком мягкой, чтобы спустить торпеды с помощью кранов. Вместо этого пришлось тащить их на колесных тележках, пока торпеда не всплывала на глубине. Имелось 30 тележек, 13 из них сразу намертво завязли в песке. Таким образом, только 17 «Негеров» смогли отправиться в поход.

Луны не было, а единственным навигационным прибором были наручные компасы. Как ни странно все торпеды добрались до назначенного района, но вместо беззащитных транспортов, стоящих на якоре, они обнаружили несколько шлюпов и охотников за подводными лодками. Произошел ожесточенный бой. Немецкие источники говорят, что во время атаки были потеряны четыре «Негера» и потоплены британские шлюпы «Мэджик» и «Като» (830 т). Шесть водителей, выпустив боевые, затопили свои транспортные торпеды, вплавь добрались до берега и вернулись обратно, «просочившись» через линию фронта. Еще семь пилотов сумели добраться до контролируемого немцами побережья прямо на своих аппаратах. Чтобы сохранить секретность, все вернувшиеся «Негеры» и те, что не удалось спустить, были взорваны. Увы, один из «Негеров» утром обнаружили и подобрали союзники, его пилот был мертв, отравился углекислым газом. Так что о новом чудо-оружие рейха узнали сразу же после его первого применения.

Этот «Негер» уже не опасен
Этот «Негер» уже не опасен

Союзники имеют совсем другое мнение о результатах налета диверсантов, они утверждают, что ни один из их кораблей повреждений не получил. Был взят в плен один водитель, покинувший утонувшую торпеду, а самое главное – захвачен невредимый образец нового оружия.

Гораздо более значительные успехи были достигнуты немцами во время высадки союзников в Нормандии в июле 1944 года. Правда, добраться до прикрытых двойной линией дозорных кораблей транспортов не удалось, но человекоторпеды все-таки потопили несколько сторожевых судов, эсминец «Айсис» (HMS Isis; 1340 т) и старый английский крейсер «Дрэгон» (HMS Dragon; 5300 т), укомплектованный польским экипажем. Выпущенная Oberrfähnrichn zur See (старшим фенрихом-цур-зэе – мичманом) Карлом Подхастом (Karl Heinz Potthast; 1924–2011) боевая торпеда попала в кормовое машинное отделение. Взрыв произошел по левому борту на уровне ватерлинии между дымовыми трубами. На крейсере сначала решили, что корабль напоролся на мину: именно такое сообщение было передано в 05.01 флажным сигналом на крейсер «Emerald» для передачи на штабной корабль. При взрыве погибли 26 членов польского экипажа, в том числе один офицер, 14 человек было ранено, но 11 из них впоследствии умерли.

Легкий крейсер «Дрэгон», 1937 г.
Легкий крейсер «Дрэгон», 1937 г.

После безуспешной борьбы за живучесть, англичане вынуждены были «Дрэгон» затопить, использовав как часть волнолома искусственной гавани, сооруженной в зоне высадки. Никем не замеченный торжествующий Подхаст покинул район боя. Однако на пути в базу, после рассвета, его «Neger» был замечен британским тральщиком «Орестес» (HMS Orestes; 1030 т) и потоплен огнем 20-мм автомата. Раненный Потхаст как-то сумел покинуть свой «Негер» и потерял сознание, а из забытья его «вывел» длинный отпорный крюк, которым его подцепили за одежду и потянули по воде к вражескому кораблю.

Эти успехи немцев были достигнуты дорогой ценой. В ходе первой атаки 5 июля были потеряны 12 торпед из 26. Впрочем, потери не смутили Дёница: «Чтобы построить линкор, нам нужно четыре года. А на производство десятка одноместных торпед – всего четыре дня. Это очень существенно» – сказал он. Правда, союзники заявили, что потопили в бою только 4 аппарата. При второй вылазке 7 июля, только 5 «Негеров» из 21 вернулись на базу. В этом случае в ночном бою союзники потопили 12 торпед, а еще 4, дрейфовавшие на поверхности, были утром уничтожены самолетами. Вероятно, их водители задохнулись. Два последующих выхода 19 июля и 15 августа были практически сорваны из-за плохой погоды, но и на сей раз большинство «Негеров» не вернулись вследствие аварий.

Управляемая торпеда «Мардер»
Управляемая торпеда «Мардер»

Тихоходная, уязвимая человекоуправляемая торпеда была просто самоубийственным оружием. Однако операции «Негеров» были прекращены не по этой причине. Потери никогда не смущали германское командование, просто на вооружение поступило новое, более совершенное оружие. Торпеда «Мардер» (Куница) была создана на основе «Неггера» и напоминала его во всех отношениях, кроме одной детали – она была немного длиннее (8,3 мвместо 7,6). Это позволило установить балластную цистерну и помпу. В результате торпеда приобрела способность на короткое время погружаться на глубину до 30 метров. Однако из-за примитивности навигационного оборудования такая способность использовалась только для уклонения от атаки. Нападал «Мардер», как и «Неггер» в позиционном положении.

Под влиянием итальянцев, а князь Боргезе трижды посещал учебные центры немецких боевых пловцов, «Мардер» планировалось использовать так же, как «Майяле» – против защищенных якорных стоянок. По крайней мере одна океанская лодка (U-997) была оснащена кильблоками для перевозки 4 торпед. Были разработаны планы атаки транспортов союзников в Мурманске. Однако дальше планов дело не пошло и «Мардеры» были развернуты в Ла-Манше, заменив «Негеры».

Подготовка торпед «Мардер» к массированному применению, на переднем плане сверхмалая подлодка «Бибер»
Подготовка торпед «Мардер» к массированному применению, на переднем плане сверхмалая подлодка «Бибер»

3 августа 1944 года не менее 50 управляемых торпед атаковали флот вторжения союзников. Первым сообщением о появлении «Мардеров» стал взрыв торпеды, которая примерно в 2 часа попала в бывший крейсер «Дурбан», затопленный в качестве элемента искусственного мола в зоне высадки. Характерный силуэт корабля-блокшива сбил водителя с толку, но ряд немецких историков до сих пор продолжают записывать ветерана в актив гитлеровских диверсантов. Менее чем через час начался яростный бой. Эсминцы и более мелкие корабли на полной скорости, чтобы уклониться от торпед, обстреливали из автоматических пушек мелькающие купола «Мардеров» и сбрасывали глубинные бомбы на пенные следы. Британские данные говорят, что в операции погибло 40 «Мардеров». Почти половина из них была потоплена в бою.

Управляемая торпеда «Мардер» на боевом курсе
Управляемая торпеда «Мардер» на боевом курсе

Союзники тоже понесли потери: эскортный миноносец «Куорн» (HMS Quorn; 1000 т) был торпедирован и в 2 час. 50 мин. затонул почти со всем экипажем (погибло 130 человек). Также погибли: британский траулер «Гейрсей», бронированная десантная баржа «LCT 764» и транспорт «Сэмтакки» класса «Либерти», вместимостью 7335 брутто-тонн. Эскадренный миноносец «Бленкатра» (HMS Blencathra; 1430 т) был поврежден при взрыве брошенного водителем «Мардера». Механизм самоликвидации сработал как раз в тот момент, когда команда затаскивала торпеду на борт.

Вторая и последняя массированная атака была проведена 42 торпедами 17 августа 1944 года. Главной целью в этот раз был старый французский линкор «Курбе» (23 189 т). Дредноут стоял возле самого берега с поднятыми флагами и Лотарингским крестом Свободной Франции. Немцы считали, что корабль вполне боеспособен. На самом деле это тоже был блокшив, который сидел на грунте. Тяжелые корабли союзников поддерживали иллюзию немцев, проводя обстрел берега с позиций мористее линкора.

Французский линкор «Курбе»
Французский линкор «Курбе»

Германские корабли и самолеты предприняли несколько попыток «потопить» его, но успеха, по вполне понятным причинам, не достигли. Тогда за дело взялись морские диверсанты: старый линкор получил попадания двух торпед, и германская пропаганда громогласно заявила о новой «грандиозной» победе немецкого оружия. На самом деле единственным реальным успехом этой массированной акции стало потопление небольшого десантного судна LCG-1062 водоизмещением в 422 т, но при этом все 70 человек, находившиеся на его борту, пропали без вести.

Но немцам это стоило очень дорого. 26 «Мардеров» были уничтожены эскортными кораблями и истребителями-бомбардировщиками. Одна из торпед была обнаружена и обстреляна британским десантным катером огневой поддержи LCS-251 (250 т). «Мардер» погрузился, потом снова всплыл почти у борта. Однако атака не удалась: огонь 20-мм автомата разбил купол и убил водителя прежде, чем он успел пустить торпеду. «Мардер» взяли на буксир, но вскоре торпеду залило водой и она затонула. Ценой нечеловеческих усилий англичане все же сумели дотащить приз до порта.

Управляемая торпеда «Мардер» на транспортной тележке
Управляемая торпеда «Мардер» на транспортной тележке

На следующую ночь судно с аэростатами заграждения «Фраттон» (бывший железнодорожный паром в 744 т) было потоплено торпедой: виновника не нашли. После этого случая деятельность «Мардеров» практически прекратилась, если не считать нескольких неудачных выходов в устья Шельды и Масса в конце октября 1944 года. После этого зимние штормы полностью устранили эту угрозу кораблям союзников.

В общей сложности «Негеры» и «Мардеры» приняли участие в 12 боевых операциях. Из 264 принимавших в них участие человекоуправляемых торпед были потеряны 162, погибли или пропали без вести около 150 водителей. В своей книге (Paul Kemp. Underwater Warriors: Arms and Armour Press, 1996 – 256 р.) известный западный историк, автор нескольких трудов по истории морского спецназа и специальной военно-морской диверсионной техники Пол Кемп так охарактеризовал созданные для кригсмарине человекоуправляемые торпеды: «Немецкие носители стали одними из самых непрактичных и смертоносных – для своих водителей — образцов, созданных в годы Второй мировой войны».

Весьма распространенным явлением, особенно в 1990-е годы, среди «заинтересованной публики» является, обычно с придыханием высказываемое, мнение, что советские полководцы и государственные деятели в ходе войны не считались с потерями. Отсюда исходят такие устоявшиеся в среде «демократов» определения как «трупами завалили». Часто, как бы, в противовес этому руководство рейха выдается как весьма бережно относящееся к своему человеческому ресурсу. В некоторой степени это присуще не только откровенным «грантоедам (типа Б. Соколова и М. Солонина), а продиктовано некритичным отношением к мемуарной литературе и документам германского происхождения. Изучая эти источник, не лишне помнить о существовании ведомства доктора Й. Гебельса. На самом деле, такое явление, как «тотальная война» для любых сторон, втянутых в нее, оказывается весьма затратным с любой точки зрения и ни одна из них в принципе не может избежать серьезных человеческих потерь.