Найти тему

Как спасали золотой запас Российской империи. Самарцы тоже в этом поучаствовали

Перед началом Первой мировой войны золотой запас России был огромным, самым крупным в мире.

Началась война, и золото решили спасать - эвакуировать в Казань и Нижний Новгород.

Но Российская империя рухнула, и у золота появились новые хозяева. К моменту захвата банков большевиками золотой запас России составлял 1101 миллион рублей, или 852,5 тонны золота.

Интересна судьба той части золота, что находилась в Казани – а это более половины золотого запаса. Большевики тоже хотели его эвакуировать, но не успели. В ночь на 7 августа 1918 года сводный русско-чешско-сербский отряд полковника В.О. Каппеля захватил Казань.

Каппель телеграфировал: "После двухдневного боя, частями Самарского отряда Народной армии и чехословаками совместно с нашей боевой флотилией Казань взята. Трофеи не поддаются подсчёту, захвачен золотой запас России 650 миллионов".

2 октября 1918 года через станцию Кинель прошел «Золотой эшелон». Белочехи увозили золотой запас России — 40 тысяч пудов золота, 21,5 тысяч пудов серебра и 40 пудов платины.

-2

Из Самары через Кинель золото уехало в Уфу и затем в Омск, где в результате переворота и прихода к власти адмирала Колчака попало в руки Сибирского правительства.

Адмирал Колчак
Адмирал Колчак

(Тебе интересно, дорогой читатель, что и наш город Самара был причастен к этим событиям?)

Охрану эшелонов осуществляли белочехи, как наиболее дисциплинированные и подготовленные военные подразделения.

Большевики наступали, золото приходилось увозить всё дальше и дальше на восток. По мере продвижения вперёд, золотой запас уменьшался. Золото разворовывалось на каждом этапе его перевозки. Главнокомандующий белой Сибири Колчак был арестован, а затем и без суда расстрелян.

И вот здесь начинается самое интересное. Хотя эту версию не подтверждает ни один архивный документ, она не даёт людям покоя на протяжении вот уже ста лет.

В феврале 1920 года красные партизаны минируют часть скалы Кругобайкальской железной дороги. Цель – остановить поезд с золотом, которое увозят чехословаки. Но происходит непредвиденное. Огромный валун во время взрыва падает перед паровозом и опрокидывает поезд. Часть вагонов падает со скалы, проламывают лед, и золото навсегда исчезает на дне Байкала.

-4

До сих пор золото не найдено. Мистическим образом исчезли все архивные документы, как будто их нарочно кто-то уничтожил. Сохранились только протоколы допросов белочехов, из которых стало известно приблизительное место падения: отрезок от станции Слюдянка до порта Байкал.

Ни одна экспедиция за эти сто лет не может найти золото. Всё время что-то препятствует этому - непогода, шторм, аварии, поломки. В хорошую погоду поезд виден на дне озера, но если нырнуть вглубь, то его там не оказывается. Поезд как будто бы охраняет своё золото.

И еще интересен вот такой факт.

То, что осталось от золотого запаса, чехи передали большевикам в обмен на разрешение беспрепятственно покинуть Россию.

В 20-30 годах прошлого века Чехословакия пережила небывалый экономический подъём. В хранилища чехословацких банков хлынуло золото, золотой запас Чехословакии вырос втрое. Чешские солдаты вернулись на родину миллионерами. С чего бы это?

-5

Данные из Википедии:

«До августа 1914 года в Российской империи действовал золотой стандарт. Один рубль содержал 0,774235 г золота, соответственно 1 миллион рублей представлял собой 774 кг золота.

В 1913 году курс рубля по отношению к другим валютам был 9,46 рубля за фунт стерлингов, 1,94 рубля за доллар США, 0,46 рубля за немецкую марку, 0,37 рубля за французский франк»