Рубрика «Искусство, НЕ искусство или NEO искусство» предназначена для того, чтобы вы, читатели, могли выразить свое отношение к творческой личности, о которой будет идти речь в данной статье.
Сегодня хочу представить вам Марка Ротко, чьи работы являются одними из самых дорогих во всем мире. Одна его картина «Оранжевый, красный, жёлтый» была продана за 80 000 000$, и она стала самым дорогим произведением послевоенного искусства, когда-либо проданных на аукционе. Всего три цвета, три полосы с однотонным фоном могут стоить миллиарды рублей. Как вам такое? Чтобы понять, в чём главная «изюминка» его творчества, нужно обратить внимание, в первую очередь, на факты ротковской жизни. Расскажу вам немного об этом человеке и его творчестве, а дальше вы сами решите, что это для вас: Искусство, НЕ искусство или NEO искусство.
Марк Ротко (или как он ранее именовался — Маркус Яковлевич Роткович) родился в 1903 году в городе Двинске Витебской губернии, где он воспитывался в иудеев и получил образование в традиционной еврейской школе. Но вскоре семья переехала в США, чтобы оградить сына от воинской службы в Российской империи.
Маркус Роткович переехал в Нью-Йорк из Нью-Хейвена в 1923 году, в разгар буги-фуги, когда мир и люди отходили от страшных событий войны и жаждали спокойствия и веселья. Именно тогда Ротко, бросил своё обучение в Йельском университете и пошел на курсы к Максу Веберу, который научил будущего художника воспринимать искусство, как источник эмоций и самовыражения.
Думаю пора рассказать о его творчестве, но говорить я буду не о ранних его картинах (хотя произведения Ротко уже тогда были непохожи на картины других художников, выполненных в натуралистичной манере). Самой главной особенностью его творчества в то время являлась его особая манера подачи, а именно своими работами художник скорее хочет сказать зрителю что-то, нежели что-то показать.
Фантазию Марка Ротко будоражили идеи о передаче цвета человеческих эмоций на полотнах и их реализации. Так, давая волю чувствам и смешивая их с потрясающим ощущением цвета, он создавал невероятно красивые, живые и необычные совей подачей картины, которые доводили до слез зрителей. «Тот факт, что многие люди вдруг теряют себя и могут разразиться рыданиями перед моими картинами, означает, что я могу сообщаться с их основными человеческими эмоциями... Люди, плачущие перед моими полотнами, переживают тот же религиозный трепет, что переживал я, когда рисовал их. А если вас тронули только колористические отношения, то вы упустили самое главное», — отмечал Ротко. Хотел он того или нет, ему удавалось находить сочетания оттенков ценные сами по себе, в своем минимализме и чистоте исполнения. Художник, тем самым давал возможность человеку прочувствовать ту или иную эмоцию с помощью цветового сочетания, вот в чем был сила его картин.
Ротко был непонятен обычным людям, многим художникам, которые придерживались классических канонов искусства. А он, как человек эпохи постсюрреализма, увлекавшийся работами психологов, изучавших глубинную психологию, стремился создать работу, которая бы не вписывалась в определенные рамки. То есть Марк Ротко уходил в бессознательное, не отдавая себе отчёта в том, что получится, в поисках тех устойчивых реакций, связанных с тем или иным цветом. Он создал нечто новое, создавая полотна, где сочетание цветов, оттенков одного цвета создают полноценное душевное волнение, рефлексию.
Я хочу посоветовать прочитать полную историю жизни и становления художника, чтобы до конца разобраться в его творчестве.
Журналист: Юлия Никольская
Другие статьи этой рубрики журнала «— ИМЕННО.» вы можете найти здесь.