Найти тему
Наблюдатель

Швеция впереди планеты в оценке работ учащихся. И мы туда же?

Адриан ван Остаде. Учитель. 1662
Адриан ван Остаде. Учитель. 1662

Сначала отметим, что психологи различают два понятия «оценка» (от «молодец», «отлично» до «очень плохо») и отметка (от «5» до «1»). Правда, я не понимаю, куда пропадает различие, когда выпускник в аттестате получает «5» (отлично) и… от этого никому не становится плохо. Почему за ЕГЭ ставят не "молодец" с расшифровкой, в чём именно молодец, а определённое число баллов. За 44 года работы в школе мне или моим ученикам ни разу не помешало неразличение мною этих понятий, но психологам виднее!

Споры о том, как оценивать работу ученика, его учебные успехи и неудачи вспыхивают с завидной регулярностью. Вопрос даже ставится ребром: «А надо ли оценивать работу ученика и ставить отметки, отмечать допущенные ошибки, особенно если это расстроит ученика?» Для меня здесь вопроса нет: надо, для блага ученика. Приведу пример. В 10 класс для обучения по программе с углублённым изучением математики в школе № 679 г. Москвы ко мне поступила хорошая девочка, которой нужна была математика, но уровень подготовки за предыдущие годы у неё был слабый. Отметки за первые самостоятельные и контрольные работы она воспринимала с заплаканными глазами. Я объяснил девочке, что она неверно реагирует на мои сигналы, мы наметили программу восполнения пробелов, она не стеснялась спрашивать меня, к середине 11 класса уже вышла на уровень хорошей "четвёрки"... А через несколько лет она переполошила вагон московского метро, увидев меня и с криком "Александр Владимирович!" бросившись ко мне сквозь толпу пассажиров. Она рассказала, что по математике у неё в несложном институте всё отлично, она первая в группе.

Кроме того, мы же не обижаемся на доктора, предупреждающего о последствия переедания или другого поведения, вредящего нашему здоровью. Или доктор должен промолчать, чтобы нас не расстраивать? Может быть, и полицейский не должен предупреждать пешехода, идущего на красный свет светофора или переходящего улицу в неположенном месте? Зачем он расстраивает пешехода и, страшно подумать, ставит ему «отметку» в виде штрафа? Возможно, полицейский спасает жизнь пешеходу, приучая его к правильному поведению — неужели это не так важно по сравнению с тем, что пешеход расстроится от замечания или штрафа?

Шведские родители и учителя подбросили хворосту в тлеющий костёр споров вокруг необходимости исправления ошибок в работах учащихся. Давайте почитаем.

Чтобы не расстраивать ребенка, учителя Швеции перестали исправлять ошибки

Дебаты вокруг действий учителей, отказывающихся исправлять ошибки в тетрадях учеников при проверке, развернули шведские родители, считающие оценивание важным элементом обучения и воспитания, 1 января сообщает Polsat News.pl.

Учителя в одной из школ Гётеборга не исправляют ошибки учеников в математических заданиях, чтобы «не расстраивать детей».

Об этом газете Goeteborgs-Posten сообщила мать девочки, у которой в первом классе начальной школы возникли проблемы с математикой. Она проверила тетрадь дочери и заметила, что 95% задач не выполнены или решены неправильно. Учитель их не исправлял и не оценивал, на трех страницах тетради написано «хорошо».

Женщина подошла к учителю, но учитель ответил, что другие учителя поступают так же. Тогда мама ученицы связалась с директором школы, который ответил, что «в целом математика — это предмет, в котором задания можно выполнять правильно или неправильно, но из-за этого многие учащиеся теряют желание учиться». По словам директора, важно не только «исправить и показать ошибки», но и «позаботиться об интересе к предмету»…

Известный шведский журналист Чаба Перленберг поддержал методы классического образования. «Педагогика, которая боится конфликтов, основана на неправильном представлении о том, что всё должно быть веселым и стимулирующим», — написал он в статье в одном из изданий.

Он подчеркнул, что «красная запись — лучший подарок от учителя ученикам».

Подробнее здесь: ИА Красная Весна https://rossaprimavera.ru/news/9e1e886c

Заметим, что в мире, где учитель оказывает образовательные услуги, заказчик услуги (родитель) всегда прав. Я не считаю, что родитель всегда прав, но в данном случае я на стороне мамы ученицы. Родительница посчитала, что учитель ненадлежащим образом исполняет свои профессиональные обязанности, не проявляет должной требовательности при проверке работ учащихся. И, судя по остроте дискуссии, случай этот не единственный. «Зацепило» меня мнение про красный цвет ручки учителя — на родных просторах этот аргумент тоже часто озвучивают. А почему это красный цвет ужасный? Логика такова: этим цветом отмечают ошибки ученика, а узнавать о своих ошибках человеку неприятно. Дело доходит до того, что некоторые горячие головы предлагают сменить цвет учительской ручки на зелёный. Давайте представим, что сменили. Теперь зелёный цвет для учащихся станет ужасным? Ещё раз будем менять цвет или поймём, что дело не в цвете учительской ручки, а в том, что некоторые ученики не приучены воспринимать отметки об ошибках как заботу учителя о совершенствовании их знаний и умений.

В наших родных просторах тоже ведутся споры вокруг отметок и оценок. С завидной регулярностью предлагается то ввести 100-балльную систему отметок, то отменить «единицу», то отменить все отметки сразу. Время от времени я подключаюсь к этим почти бесполезным дискуссиям, в которых некоторым спорящим процесс важнее результата.

Про ужас кодирования оценки в виде отметки мне впервые довелось услышать в эфире на «Маяке». Мой визави так уверенно опровергал то, что я видел своими глазами в классе, говорил, что это мнение учителя, а научное исследование не проводилось, а сам объявлял частный пример со своей племянницей в Америке чуть ли не опровержением того, что я наблюдал в своём классе. Жалею, что тогда я был излишне вежлив… «Внешняя мотивация убивает внутреннюю»… «Мы хотим, чтобы дети радовались от процесса получения знаний»… И тут же рассказ психолога про то, как это чудесно, когда ученики и учитель вместе готовятся к ЕГЭ, то есть к внешнему оцениванию в баллах. И что удивительно, это уже не противоречит теории психолога, что кодирование оценки это ужасно. Здесь же я привёл пример того, как, ничего не меняя в пятибалльной системе, в электронном журнале после получения итоговой отметки мы имеем отметку по 400-шкале — от 1,00 до 5,00.

Это можно послушать, чтобы понять, как далеки от понимания современной школы некоторые психологи. Но они полагают, что знают истину в последней инстанции, они считают своим долгом учить учителей, как надо учить детей в соответствии с их заблуждениями. Яркий пример вредоносного для школы психолога — А.Г. Асмолов, но это уже совсем другая история.

Ссылка на радиопередачу:

Физики и лирики. Отметки в школе: за и против. Радио Маяк. 8.11.2018. А.В. Шевкин — К.Е. Зискин.