В 1994 году я встречал свое двадцатилетие. Учёба в военном училище отчасти скрыла от меня проблемы людей гражданских, но только на то время, когда я был в казарме, обнесенной высоким забором. А проблем в то время хватало. Впрочем, когда их было мало у нашего народа.
Время шло быстро, от одного курсантского отпуска до другого. Зимний продолжался две недели, летний - целый месяц. И так четыре года. С каждым годом мои юношеские амбиции росли, познания вперемешку с опытом создавали новые идеи и фантазии. Некоторые идеи так и остались фантастическими, а кое-какие удалось и реализовать. Тем временем вокруг зарождались и крепли рыночные отношения, коммерция, капитализм с нашими особенностями. Да что говорить, отовсюду, как считалось, веяло самой свободой, во всех её новых проявлениях.
Летний отпуск после третьего курса был особенно желанным. Половина учебы была пройдена, как казалось самая трудная. Думалось, что оставшаяся половина по наличию свобод была ближе к студенческому стилю жизни. Думка эта оказалась ошибочной, да и суть не в этом.
Летним утром я пришёл в центральный городской парк на свидание с девушкой. Есть у меня такая привычка приходить куда-либо гораздо раньше, причем намного. На всякий случай, чтобы точно не опоздать.
Утреннее солнце вовсю грело землю, безлюдный парк радовал глаз ухоженными свежеполитыми цветами и кустарниками. Рядом с центральным входом, у стендов со старыми фотографиями улиц города я увидел задумчивого человека, который лакомился мороженым. Одет он был довольно добротно, в модном стиле 90-х годов. Подчеркивала стиль его прическа, издалека казалось он вылетый Томас Андерс. Сейчас такую прическу носит Дима Маликов.
Других людей поблизости просто не было. Захотелось познакомиться и заговорить с этим человеком. Впрочем эту инициативу он взял на себя.
“Девушку ждёшь?” - проницательно сказал он.
“Да, говорю. А что, это заметно?”
Он только улыбнулся в ответ.
“Анатолий” - представился он и протянул руку.
Анатолий оказался представителем плеяды новых предпринимателей. Бросив не очень перспективную работу водителем в городском автотранспортном предприятии номер 3, он занялся бизнесом. Челночил, возил на продажу огромные сумки с одеждой. В общем, скромно рассказывал о своих делах, часто улыбался.
Потом организовал свое дело, по продаже бытовой аудио- и видео- электроники. Все это пользовалось огромным спросом. Через новые музыку и фильмы у народа открывалось окно в новый мир, происходило познание всего модного и порой постыдного, что стыдом в цивилизованном мире уже не считалось.
Чаще всего Толя покупал в Прибалтийских городах японские видеомагнитофоны и видеодвойки. Заказов у него было столько, что картонные коробки с аппаратурой разлетались по квартирам счастливых клиентов сразу после разгрузки контейнера на таможне.
Он рассказал мне, что очередной его контейнер с видеодвойками ждёт разгрузки на таможенном посту города. Однако коммерция это всегда риск, стало быть дело непростое и Анатолий был расстроен тем, что крайний месяц он так поиздержался, что у него нет возможности рассчитаться за оформление очередного груза. Компаньона у него нет, так что обратиться, увы, не к кому.
“А много надо денег?” - спросил я.
“Да тысяч пятьсот” - сказал Анатолий подняв глаза к небу.
Я задумался. Новый знакомый очень располагал к себе, вёл себя просто, часто улыбался. Я мог бы ему помочь, но у меня таких денег не было. Как заключившему контракт мне платили можно сказать неплохо и с отпускными я получил почти 200 тысяч рублей, однако этого ведь было недостаточно.
У меня был друг Коля, родители которого жили в другом конце страны от места проведения моего отпуска. В тот год Коля чем-то отличился у командования и его отпустили в отпуск пораньше. Он поехал к родителям. Одно только неудобство - деньги он не получил, так как слишком рано уехал. А чтобы их не сдали обратно в кассу, он написал доверенность на получение мне. Красота, приедет с отпуска и вот они деньги! А то поди потом, постой потом у воинской кассы. Их может потом долго не будет. Времена были лихие, часто безденежные.
Так вот и получилось, я приехал в отпуск имея 200 тысяч рублей своих и двести тысяч Колиных. Чужие деньги для меня - всегда табу. Но тут такой случай!
Меж тем, Анатолий пытался рассказывать мне что-то философское, потом житейское. Мол да, знает, у курсантов денег нет и быть не может с солдатской то зарплатой, которой хватает если только на дешевые сигареты и пару походов в чайную.
Меня слегка задело его незнание финансовых возможностей новоиспеченных курсантов - контрактников. Дал ему понять, что не все так и плохо. Мы мол, контракт подписали. И сигареты курим только дорогие - американские. Любим и на такси покататься и покутить на дискотеках.
Анатолий не то чтобы впечатлился, но высоко оценил озвученные возможности и робко предложил сделку, от которой отказаться было трудно.
“Контейнер я все равно выкуплю скоро и товар сразу продам” - сказал он. “Есть люди, выручают наличкой иногда, правда условия очень грабительские. Ну а что делать. Все равно в прибыли” - размышлял вслух Толя.
Я сказал Анатолию, что нужной суммы у меня все равно нет.
Он поинтересовался сколько есть и узнав, что есть 200 тысяч предложил:
“Даёшь мне в долг 200 тысяч, отдаю тебе в этот же день 400 тысяч.
“А если я дам тебе 400?” - спросил я.
“Отдам тебе 800” - как бы нехотя утвердил Анатолий.
У меня внутри все перевернулось от выгодности предложенной сделки. Удвоить свою наличность за один день не удавалось в то время даже любителям МММ, которую рекламировал Лёня Голубков по всей стране.
Потом Толя начал посматривать на часы и говорить что-то о встречах с заказчиками. Да и подошло время начала моего свидания.
Мы договорились встретится на следующее утро на таможне в 8-30 утра, занять очередь к окну оформления документов до открытия, чтобы потом не стоять, не терять время.
Вечером того же дня я встретился со своим школьным другом Русланом, которому рассказал о предстоящем деле и предложил ему составить мне компанию. Выгодную сделку я предложил ему отметить в одном из лучших ресторанов города.
На следующее утро в начале девятого я и Руслан были на таможне. В левом кармане моей джинсовой куртки лежала пачка денежных купюр, ожидающая удвоения и вселяющая тепло в мои фантазии.
Территория вокруг была заставлена контейнерами большими и маленькими. Стоящие друг на друге они составляли целые пирамиды.
“Вот где то среди них и наш” - деловито сообщил я Руслану.
На лавочке у входа в здание покуривал сторож, одетый в старый, но чистый костюм. Под пиджаком виднелась тельняшка. Время от времени он раздавал советы озадаченным посетителям как что лучше сделать и куда лучше пойти в первую очередь, а куда во вторую. Хотя во все времена известно всем куда лучше идти в казенных домах.
Анатолий не заставил себя долго ждать и появился также раньше оговоренного срока. Он был модно одет, в добротную, явно импортную рубашку и варёные джинсы, что было писком моды того времени. Усиляли эффект коммерц-стиля дорогие солнечные очки и хорошие японские наручные часы. Кожаные туфли коричневого цвета безупречно блестели на солнце.
В правой руке он держал стильный "дипломат" черного цвета, с блестящими металлическими вставками и двумя трехзначными кодовыми замками. Ещё один тренд моды, которого в то время придерживались многие новоиспеченные коммерсанты.
Я представил своего друга Анатолию и он по-детски искренне обрадовался.
“Ай ребятки, ай до молодцы. Мне помощники очень нужны. Сколько коробок сегодня перекидать придётся”.
“Анатолий, а у тебя документы то в порядке?” - спросил я.
Мне подумалось, что разговоров на тот момент у нас было уже много, а дел слишком мало, вот и решил поинтересоваться.
Анатолий задумался и нахмурился.
“А ты прав. Давай проверять” - засуетился он.
На коленке Толя открыл дипломат, до половины набитый бумагами, какими то накладными, извещениями.
“Одна, вторая”.
Он начал проверять какие-то бумаги.
“А вот ещё доверенность нужна будет” - бормотал Анатолий.
“А паспорт то взял?” - неожиданно спросил Руслан.
“А как же” - улыбнулся Анатолий.
Он достал паспорт в кожаной коричневой обложке, который лежал в верхнем отделении дипломата. Толя приоткрыл паспорт, я и Руслан увидели его фото в паспорте, но имя и фамилию мы не разглядели. Анатолий все быстро закрыл и бойко продекламировал:
“Всё ребятки пора оформляться!”
Он спросил у меня про деньги, все ли на месте. Я подтвердил, что 400 тысяч при мне.
“Ну потом дашь мне, когда рассчитываться будем в окне на таможне”.
Я кивнул. Не доверять ему повода у меня не было. Даже и мысли не было.
На таможне стало людно. Заветное окошко открылось, перед нами было 2 человека, которые что-то оформляли минут двадцать.
Затем милой девушке начал улыбаться Анатолий и доставать свои бумаги. Они о чем то говорили. Затем он достал кошелёк и вынул оттуда какую-то сумму денег. Потом он обернулся ко мне и полушепотом сказал:
“Давай деньги”.
Я быстро достал из кармана заветную пачку купюр. Все 400 тысяч рублей исчезли вместе с его руками и головой в окне.
Прошла ещё минута. Анатолий отошёл от окна держа в руках какую то бумагу. Затем спешно в ней расписался и поставил дату.
“Все ребята, ждём погрузку. Наша машина уже там. Мы за все рассчитались”
“Жаркий денек сегодня!” - сказал он с облегчением.
Мы вышли на улицу.
“А где наш контейнер?” - спросил Руслан у Анатолия.
“А вон там” - он показал пальцем на площадку вдалеке, где работали краны.
Потом мы курили и разговаривали о буднях службы, вспоминали что-то весёлое, армейское. Анатолий рассказал, что служил в армии где-то на Алтае, что он полюбил природу дивной красоты и хочет обязательно туда поехать. Так прошло минут 40.
“Эх,ребятки все не так просто. Нерасторопные здесь работники. Но это поправимо”. - подмигнул Анатолий.
Он достал черное кожаное портмоне, вынул несколько купюр что там остались.
“Сейчас я все устрою! Не подмажешь не поедешь” - опять подмигнул он.
И Анатолий спешно отправился в сторону работающих кранов-погрузчиков.
Мне и Руслану хватило терпения часа на два, после чего мы поднялись на второй этаж к окну. Оно было закрыто на щеколду. Я постучался. Окно открыла девушка с серьезным лицом.
“Девушка к Вам подходил утром сегодня Анатолий, оформлял контейнер на видеотехнику, он все оформил, правильно?” - с надеждой спросил я.
“Ничего он не оформлял” - отрезала служащая.
“Задавал вопросы разные, время только отнимал” - пожаловалась она.
Окно захлопнулось, а вместе с ним захлопнулась надежда на легкие деньги.
Руслан тем временем успел рассказать о случившемся охраннику в тельняшке. Он улыбнулся.
“Да кинули Вас ребята. Идите домой. Можете конечно в милицию заявление написать. Но это бесполезно” - огласил свой приговор охранник.
Мы с Русланом в тот день рванули на городское автотранспортное предприятие номер 3. Что интересно нас выслушали, даже принял в своем кабинете какой-то начальник. Он нас отправил в отдел кадров, где нам показали личные дела всех Анатолиев всех бородатых годов. Но нашего Томаса Андерса, продавца видеодвоек там, естественно, не было.
Мысленно расставаясь с 400 тысячами рублей я думал о том, на что я буду проводить отпуск и как потом отдавать 200 тысяч другу Коле. А еще я мысленно говорил спасибо Толе за преподнесенный урок. Молодой был, неопытный. Жизнь только начиналась.