Найти тему
ДМК

"Подольские курсанты": удача или очередное российское кино?

Осенью 1941 года нацистские войска были на подступах к Москве. Тяжелое положение Красной армии привело к тому, что на один из оборонительных рубежей пришлось кинуть командиров и молодых курсантов подольских артиллерийского и пехотного училищ. Им предстояло 12 дней сдерживать натиск превосходящих сил противника.

К сожалению, так сложилось в постсоветских реалиях, что военные фильмы принято хвалить не за то, что в них есть, а за то, чего в них нет. Фильм автоматически может претендовать на звание хорошего, если в нем нет инфернального Сталина/Берии, озабоченного особиста/чиновника, злобного еврея-политрука, совестливого интеллигента, положительного урки, заградотрядов, главного героя с репрессированными родственниками, штрафбатов из политзаключенных, севших за анекдот про Сталина и безоружных атак в стиле zerg rush. Если перечисленного вам достаточно в качестве мотивации для просмотра, то знайте - "Подольские курсанты" в этом плане фильм хороший.

То ли до фильма не дотянулся Мединский, то ли продюсер Игорь Угольников настолько хорош (хотя он один из создателей "Батальона"...), но из надоевших в нашем кино штампов я обнаружил только слоу-мо и, видимо уже, обязательный любовный треугольник.

-2

Первое объясняется тем, что наши кинодеды в своей жизни не видели ничего ярче "300" Зака Снайдера, поэтому используют этот прием при любом удобном случае. Второе - желание привлечь/удержать женскую аудиторию на типичном мужском фильме. Но на фоне идеологических штампов эти два не смертельны.

-3

Еще, как мне кажется, любовный треугольник нужен, чтобы отличаться от "28 панфиловцев", которые концептуально идентичны, но были в свои время ругаемы некоторыми критиками за отсутствие ярко выраженных главных героев/героя и какой-либо драматургии. Мысль о том, что герои фильма - коллектив (читай, народ), а драматургична война сама по себе, и что сопереживать героям можно уже хотя бы потому что их пришли убивать из меркантильных соображений, нашим критикам в голову не приходила. Но "российский критик" чаще всего это такой же диагноз, как и "российское кино" или "российский режиссёр".

-4

Из достоинств фильма прежде всего хочется отметить техническую часть: работа оператора, художников, пиротехников, постановщиков боев и каскадеров на самом высоком уровне. А если сравнить с "великим фильмом о войне" - просто небо и земля, это фильмы из разных вселенных. Это два примера того, как в фильме играет грязь и жесть: в случае с "Курсантами" это часть войны, в случае с фильмом Михалкова - содержание головы самого патриотичного режиссера в мире. В первом фильме они нужны для сопереживания бойцам, во втором - автору.

-5

Еще одно достоинство, которое на мой взгляд, перекрывает все недостатки - они не дали Роману Мадянову бухать в кадре! И он здесь играет человека! Я считаю, уже хотя бы за это "Подольские курсанты" должны войти в число выдающих российских картин.

-6

А еще они не дали развернуться Сергею Безрукову в его фирменном переигрывании с выпученными глазами. Добавьте к этому отсутствие богомерзких Петрова и Козловского, вечно страдающих "от совка" Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова, креативных решений Константина Эрнста, рекламы майонеза от Тимура Бекмамбетова и непонятно куда девшихся бюджетных денег, и вы получите какой-то недосягаемый ныне уровень. Удивительные люди.

-7

И если вы спросите: так что, по-твоему, фильм идеален? Нет, не идеален. Мне, например, показались карикатурными и не органичными сцена с допросом пленных немцев и диалог врача с героем Дятлова, в котором она упрекает его, что это какая-то неправильная война, на которой гибнут дети, о которых никто не знает. Много ненужной патетики. Но это мелочи, принципиально картинку не портящиеся. Это вам не блевотный фильм "Служу Советскому союзу".

-8

К сожалению, такой продукт получается раз в 10 лет - прошлым была "Брестская крепость" того же Угольникова (при всей любви к которой нельзя не напомнить об умело подпущенной создателями политической парашей про репрессии). Хотя и между ними бывают светлые пятна, как уже упоминавшиеся "Панфиловцы" или вот этот фильм. Что ж, дай бог здоровья Игорю Станиславовичу, глядишь, в 2030-м он еще чего хорошего выдаст.

-9

Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы