Найти тему
Мысли ИзнутрЯ

История танго

Первым начал самовар. Из него внезапно вывалился на поднос охваченный пламенем уголек. И самовар запел: «Под небом знойной Аргентины, Где небо нежное так сине...»
Великий комбинатор танцевал танго. Его медальное лицо было повернуто в профиль. Он становился на одно колено, быстро подымался, поворачивался и, легонько переступая ногами, снова скользил вперед. Невидимые фрачные фалды разлетались при неожиданных поворотах.
Остап танцевал классическое провинциальное танго, которое исполняли в театрах миниатюр двадцать лет тому назад.

Ильф и Петров не случайно внесли в свой роман "Золотой теленок" эту сцену: 20-30 годы XX века - время расцвета танго.

А вот родился этот прекрасный танец действительно под небом знойной Аргентины, в Буэнос-Айресе, этом плавильном котле европейских иммигрантов, в конце XIX века.

Аргентину называли страной мигрантов. Туда стремились переселиться уставшие от революций и гражданских войн европейцы: солдаты, крестьяне, и наконец, просто авантюристы всех мастей. В основном молодые мужчины. Аргентинское правительство поощряло вливание свежей крови и давало иммигрантам земли за городом, где они основывали земледельческие общины. Да и в крупных городах работы хватало. Вот и стремились на заработки в большую и щедрую страну на другом континенте Франческо и Педро (большая часть иммигрантов была из Италии и Испании). Но довольно много также было парней с именами Ганс и Фриц. Именно немцы обогатили впоследствии звучание танго бандонеоном - небольшой немецкой гармоникой. Также много было в Аргентине Франсуа, Иванов и Тадеушей, плюс местные потомки чернокожих рабов. В общем, полный интернационал!

Поэтому танго несёт в себе сплав музыкальных традиций разных народов: испанское фламенко, польская мазурка, африканское кандомбе. А происхождением слово "танго" обязано негритянскому термину "тангана", как раз и обозначающему один из стилей танца чернокожих слуг, которые вечерами выбирались за город на свои тусовки.

Родиной танго считается Буэнос Айрес, а традиционных мест, где первоначально танцевали танго, было два: загородные лужайки, где танцоры усердно оттачивали своё мастерство в мужских парах, и... бордели, где лучшие из танцоров могли блеснуть этим мастерством, танцуя танго уже с дамами. Конкуренция была огромной: мужчин много, дам мало, и поэтому бывало, что на таких танцульках кавалеры не только выделывали па, но и хватались чуть что за ножи! Может быть, поэтому в танго столько страсти?

Аргентинское танго в исполнении братьев Los Hermanos Macana
Аргентинское танго в исполнении братьев Los Hermanos Macana

Что касается инструментов, то на заре рождения танго они были такими, чтоб их можно было носить с собой: скрипка, гитара и флейта.

Квартет Хуана Мальо
Квартет Хуана Мальо

В начале XX века в музыку танго прочно вошли клавишные и бандонеон. И танец головорезов превратился в танец интеллектуалов. Его хотели играть на фортепиано барышни из приличных семей, сначала играть, а потом и танцевать.

Из простой и задорной музыки милонга (так называется первоначальный народный вид танца) танго стало музыкой профессиональных композиторов и перешло в музыкальные салоны и на большие концертные площадки.

А конкуренция среди музыкантов была такой высокой (тысяча человек на место бандениониста), что счастливчики, попавшие в танго оркестр, могли вытерпеть даже рукоприкладство со стороны дирижёра. Так, например, популярнейший дирижёр и композитор Хуан Д' Аренцо мог запросто надавать по мордасам за недостаточно темпераментную игру.

Середина 30-х годов - время расцвета танго, оно завоевывает мир. Среди корифеев танго можно выделить аргентинского композитора, певца и актёра Карлоса Гарделя. Это его музыка и голос сделали танго таким проникновенным и чувственным. Под его музыку танцевали танго Аль Пачино и Габриэль Анвар в знаменитом фильме "Запах женщины".

Кадр из фильма "Запах женщины"
Кадр из фильма "Запах женщины"

Правда, в 50-х годах у танго появился мощный конкурент - рок-н-ролл. Пришлось искать новые подходы, чтобы возродить угасающий интерес к этому виду искусства.

И большое спасибо ещё одному аргентинскому композитору - Астору Пьяццоле, который сделал танго таким современным, соединив в его звучании элементы джаза, танго и классики.

Сейчас танго имеет много различных вариаций, но в основном его все же делят на собственно аргентинское и европейское, то есть то, что входит в программу европейских бальных танцев.

Конечно, мы уже давно привыкли к классическому варианту этого танца: пара мужчина и женщина. Но современная толерантность берет свое, и однополые пары тангеро даже принимали участие в Международном фестивале в Буэнос-Айресе в 2013 году. Победили правда здравый смысл и традиционная пара.

Сейчас этот танец любят во всем мире и танцуют в разных его уголках. Но говорят, что всю его глубину можно по настоящему почувствовать только на родине, в Аргентине. Вот про кого, так это про аргентинцев можно сказать: "танцуют все!". Взрослые и дети, молодёжь и пенсионеры, ведь танго в Аргентине включено в школьную программу.

Но дело наверное даже не в программе: ведь танго не просто танец, это разговор двоих о любви.

Хорошее аргентинское танго состоит из импровизации: важна не только техника движений, а доверие между партнёрами, искусство быть единым целым. Пока существует любовь, будет существовать и этот танец, который лучше всего говорит о ней. И пусть мужчина и женщина проживают свою историю, пока звучит танго!