Когда-то продюсеры Miramax, увидев на кинофестивали в Локарно малобюджетный фильм "Джони-замша", поспешили немедленно заключить договор с исполнившим в нём главную роль, никому неизвестным тогда Бредом Питтом. Так начался путь актера к славе – со сделанного за копейки дебютного фильма Тома ДиЧило, однокурсника Джима Джармуша и его жены Сары Драйвер по киношколе Нью-Йоркского университета.
Но сначала в качестве оператора ДиЧило снял два фильма Джармуша – дипломный "Вечные каникулы" (1980) и первый полнометражный "Более странно чем в раю" (1984), в котором даже умудрился сыграть одного из эпизодических персонажей. Также он сыграл одну из ролей в фильме Драйвер "Вы не я" (1981), оператором-постановщиком и соавтором сценария которого был Джармуш, тоже снимавшейся в одном из эпизодов. В эпоху нью-йоркской no wave cinema рубежа 70-80-х, к которому все они принадлежали, так и снимали – крохотные съемочные группы состояли из друзей, которые совмещали разные киноспециальности, бюджеты были крохотные и тратились на техническое оборудование и кинопленку, а все работали бесплатно на чистом энтузиазме или из-за удовольствия от творческого процесса.
"Вечные каникулы" Джармуша снимались на грант, полученный им на оплату обучения в киношколе, который он так и не вернул, а диплом получил лишь годы спустя. "Более странно чем в раю" на подаренную ему Вимом Вендерсом кинопленку. "Вы не я" Драйвер был снят за 6 дней и 12 тысяч долларов, из которых 8 тысяч ушло на звук. Самую сложную и традиционно дорогую постановочную сцену с взрывающимся автомобилем в фильме помогли снять пожарные. Их часть проводила учения и ребята согласились потренироваться на камеру, за это им презентовали две кеги пива. А когда друзья пожарных из "скорой помощи" попросили их тоже снять в кино, то для этого специально была придумана отдельная сцена.
Свой второй фильм Том ДиЧило снял как раз обо всём этом – о том, как снимается независимое кино.
Предполагалось, что в фильме сыграет актерский дуэт из "Джонни-замши" Брэд Питт и Кэтрин Кинер. Но времена изменились. Питт уже стал звездой и был связан большим голливудским проектом. Нью-Йорк из нищего и свободного города, в который из-за дешевизны жизни стекались самые яркие творческие личности со всех концов Америки и мира, превратился в центр международных корпораций и богатых девелоперов. Кто-то из музыкантов, художников и артистов эпохи no wave, как и Питт, стали знаменитостями, но многие умерли от ВИЧ или наркотиков. Фильм ДиЧилла, вышедший в 1994 году, оказался в итоге памятником исчезнувшей эпохи, коллективным портретом одержимых творчеством героев no wave, сделанным с любовью и потрясающим юмором.
Жизнь в забвении/ Living in Oblivion (1994) реж. Том ДиЧилло
В лучших традициях независимого кино этот фильм был снят всего за 16 дней на деньги всех, кто в нем снимался. Актеры и друзья режиссера, верившие в проект, вложили в него собственные средства после того, как продюсеры, к которым обращался ДиЧило, отказали в финансирование. В качестве благодарности Ди Чила снял в фильме всех, включая непрофессионалов, как, например, сидящий за звуковым пультом Майкл Гриффитс или играющая девушку-суфлера Хилари Гилфорд.
Главного героя, снимающего фильм режиссера, сыграл звезда "no wave" Стив Бушеми. Вторую главную роль - знаковая актриса независимого американского кино Кэтрин Кине. Брутального влюбленного оператора - её муж, актер Дермот Малруни. В роли сюрреалистичного персонажа саркастичного карлика впервые в кино появился Питер Динклаж, впоследствии снявшийся во многих известных фильмах и сериалах. А роль капризной кинозвезды, на которую планировался Бред Питт, в итоге досталась актеру Джеймсу ЛеГросу. По его признанию манеры своего персонажа он позаимствовал у одного из голливудских знаменитостей, с которым снимался в предыдущем фильме.
Собственно сюжет фильма как бы рассказывает о съёмках самого фильма, который мы смотрим. И состоит из трёх историй, которые, по сути, сны – сон режиссера, сон актрисы и сцена съёмок сна по "условному" сценарию. Даже фамилия героя Бушеми, режиссера Реве, означает "сон" – от фр. "rêve". И в этом смысле фильм – это своего рода метафора одной из самых интересных трактовок природы кинематографа как сна, согласно которой фильм является сновидением его автора, в которое при просмотре погружается зритель, в результате чего процесс "смотрения" кино становится коллективным сновидением.
У каждого из трёх снов отдельный сюжет, но каждый из них приставляет собой при этом одну из сцен снимаемого фильма, с небольшим добавление коротких видений героев. При этом каждый из снов абсолютно реалистичен и драматургически совершенен – до поступления в киношколу ДиЧило изучал писательское мастерство в Университете Вирджинии.
В фильме всегда ночь. Ведь изображение возможно только в темноте зала, как и сны в темноте "ночи". Единственный эпизод, снятый при дневном свете - выход актрисы из павильона на улицу. Эта будничная дневная городская жизнь за дверью тем не менее заставляет усомниться в том, что на самом деле более реально – этот дневной мир или тот, что в кинопавильоне, в декорации одной и той же комнаты, которая в каждом из эпизодов оказывается новым пространством новой истории.
Слово "забвение" в название фильма, позаимствованного из песни, символизирует состояние забытья, в котором пребывают участники съёмочного процесса. Тут все живут кино, думают о кино, грезят собственным кино. И если сами не снимают свой фильм, то мечтают непременно сделать это в будущем, как, например, осветитель или ассистент оператора.
И это удивительно правдивое кино, показывающее "закулисье" съёмочного процесса со всеми его радостями, усталостями, стрессами, непредсказуемостью и абсурдом. Попытки снять задуманное постоянно сталкивается с сопротивлением реальности. А самое главное случается либо тогда, когда камера выключена, либо когда в процесс вмешиваются настоящие безумцы. И кажется, будто сама жизнь вносит правки в задуманный изначально сюжет. И все это очень, очень смешно!
Фильм получил несколько наград, в том числе приз за лучший сценарий кинофестиваля независимого кино Сандэнс 1995 года, приз зрительских симпатий фестивалей в Дювилле и Любляне. В 2000 году он был включен в список "100 самых смешных американских фильмов" Американского института кинематографии. Если любите кино, обязательно его посмотрите.
Читать о фильме Д.Джармуша периода no wave cinema "Более странно чем в раю"
Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino