Найти тему
MAD TOSBY

«Новое британское кино» онлайн: что посмотреть на праздниках

Оглавление
Фото ©️ CoolConnections
Фото ©️ CoolConnections

С 24 де­каб­ря по 10 ян­ва­ря 21-й фес­ти­валь «Но­вое бри­тан­ское ки­но» про­ходит он­лайн. Премь­ер­ные кар­ти­ны дос­тупны к прос­мотру по ин­ди­виду­аль­ным би­летам и або­немен­там в он­лайн-ки­ноте­ат­ре COOL PLAY. Из вну­шитель­но­го мно­го­об­ра­зия пред­ло­жен­но­го зри­телю кри­тики MAD TOSBY выб­ра­ли шесть филь­мов на свой вкус, с ко­торых и мож­но на­чать зна­комс­тво с от­личным ки­носо­быти­ем этой зи­мы

«Для Са­мы» / For Sama (2019)

реж. Ва­ад Аль-Ка­тиб, Эд­вард У­оттс

Мо­лодая жур­на­лис­тка Ва­ад за­печат­ле­ла на руч­ную ка­меру эпи­зоды са­мой страш­ной граж­дан­ской вой­ны сов­ре­мен­ности — си­рий­ско­го кон­флик­та, про­дол­жа­юще­гося поч­ти де­сять лет. Ва­ад сни­мала ули­цы Алеп­по и боль­ни­цу, где ра­ботал её муж Хам­за, ку­да по­пада­ли ра­неные и пос­тра­дав­шие от бом­бё­жек мил­ли­он­но­го го­рода, на­селе­ние ко­торо­го за нес­коль­ко лет сок­ра­тит­ся в пять раз. Кар­ти­на сде­лана как пос­ла­ние до­чери Ва­ад Са­ме, ро­див­шей­ся в са­мый раз­гар вой­ны, и смон­ти­рова­на слов­но об­ры­вис­тый по­ток вос­по­мина­ний, име­ющий силь­ный эф­фект. Уни­каль­ные до­кумен­таль­ные кад­ры ра­боты си­рий­ских вра­чей, улич­ных де­монс­тра­ций, сты­чек со служ­ба­ми ре­жима Ба­шара Аса­да, од­на­ко ни один эпи­зод не ра­зоб­ран дос­ко­наль­но — это кар­ти­на ми­ра обы­вате­ля, сто­рон­ни­ков си­рий­ской оп­по­зиции, за­лож­ни­ков вой­ны, со­зида­ющих вок­руг смер­ти.

Ге­ро­ичес­ки фик­си­ру­ют­ся нас­тро­ения жи­телей, их по­пыт­ки обус­тро­ить жилье, пор­тре­ты лю­дей, сквозь боль и раз­ру­ху про­нося­щих жизнь, — эту жизнь спа­са­ет Хам­за, по­могая от­ка­чать по­пав­шую под обс­трел бе­ремен­ную де­вуш­ку и её но­ворож­денно­го. Хо­лодя­щая ду­шу ла­конич­ность сцен че­реду­ет­ся с осоз­на­ни­ем важ­ности дан­но­го до­кумен­та. Суп­ру­ги яв­ля­ют­ся за­лож­ни­ками в род­ном го­роде и ос­та­ют­ся там до кон­ца: в 2016 го­ду Алеп­по ос­во­бож­да­ют вой­ска Аса­да, и ге­рои филь­ма прев­ра­ща­ют­ся в бе­жен­цев. Пе­ред эти­ми со­быти­ями про­изош­ли воз­му­тив­шие мир бом­барди­ров­ки боль­ниц и со­ци­аль­ной ин­фраструк­ту­ры пра­витель­ствен­ны­ми вой­ска­ми. Ге­рои филь­ма зам­кну­ты в сво­ей по­лити­чес­кой по­зиции — да­же ИГИЛ (зап­ре­щён­ная в Рос­сии ор­га­низа­ция — прим. MT) для них не яв­ля­ет­ся та­ким злом, как Ба­шар Асад. Буд­то не бы­ло ты­сячи каз­ней, ра­ботор­говли и съ­еден­ных сер­дец. Это де­ла­ет по­вес­тво­вание нем­но­го сте­риль­ным — слож­но объ­ек­тивно вос­при­нимать нас­то­ящее, бу­дучи ско­ван­ны­ми вой­ной на од­ной из сто­рон. Но ос­новной ак­цент — как вы­рас­тить сад жиз­ни и ос­тать­ся граж­да­нином, ког­да кру­гом ад.

— Ан­тон Чек­лу­ев

«Кто ук­рал Banksy» / The Man Who Stole Banksy (2018)

реж. Мар­ко Про­сер­пио

Как рас­це­нивать дей­ствие, ког­да про­из­ве­дение стрит-ар­та кто-то пы­та­ет­ся эс­проп­ри­иро­вать? А ес­ли ав­тор ри­сун­ка зна­мени­тый на весь мир и в той же сте­пени та­инс­твен­ный улич­ный ху­дож­ник Banksy? Эти и не толь­ко воп­ро­сы ста­вит пе­ред вдум­чи­вым зри­телем по­луто­рача­совой до­кумен­таль­ный фильм «Кто ук­рал Banksy» (2018) ре­жис­сё­ра Мар­ко Про­сер­пио, вы­пол­няя свою ос­новную за­дачу по соз­да­нию об­щес­твен­ной са­мореф­лексии. Эту кар­ти­ну оп­ре­делён­но сто­ит уви­деть не толь­ко по­тому, что за­кад­ро­вый текст чи­та­ет рок-идол Иг­ги Поп.

В от­ли­чие от «Вы­хода че­рез су­венир­ную лав­ку» (2010) в цен­тре вни­мания кар­ти­ны Про­сер­пио не лич­ность са­мого Banksy как из­вес­тней­ше­го ано­нима на­шего вре­мени, а оче­ред­ная ра­бота ан­дегра­ун­дно­го ху­дож­ни­ка, став­шая яб­ло­ком раз­до­ра не толь­ко из-за со­дер­жа­ния и мес­та сво­его рас­по­ложе­ния — так на­зыва­емой сте­ны бе­зопас­ности, раз­де­ля­ющей враж­ду­ющие Из­ра­иль и Па­лес­ти­ну, — но и по при­чине то­го, что она фак­ти­чес­ки бы­ла ук­ра­дена. Как? Вмес­те с кус­ком че­тырёх­метро­вой бе­тон­ной сте­ны, ко­неч­но.

В по­ис­ках объ­ек­тивнос­ти ка­мера до­кумен­та­лис­тов ис­сле­ду­ет улоч­ки ста­рин­но­го го­рода Виф­ле­ема, где и на­ходит­ся «мес­то прес­тупле­ния» — толь­ко чь­его имен­но прес­тупле­ния? Ав­то­ры кар­ти­ны ис­поль­зу­ют прос­транс­тво филь­ма в ка­чес­тве мес­та для дис­куссий, да­вая сло­во по­лити­кам, ис­кусс­тво­ведам, юрис­там и прос­тым граж­да­нам, пы­та­ющим­ся дать оцен­ку про­изо­шед­ше­му. Ана­лиз граф­фи­ти Banksy, на ко­тором изоб­ра­жены осёл и сол­дат, на­целен­но­го на прив­ле­чение вни­мания к нес­пра­вед­ли­вой изо­ляции па­лес­тинцев, пог­ру­жа­ет в про­вока­ци­он­ное в сво­ей су­ти те­чение стрит-ар­та. Кто-то уви­дел в его проч­те­нии фи­лософ­скую идею, кто-то — ван­да­лизм, кто-то — цен­ное про­из­ве­дение ис­кусс­тва, а так­сист Ва­лид — от­личный спо­соб за­рабо­тать. Banksy по­рож­да­ет со­ци­аль­ные про­тиво­речия, но проч­но объ­еди­ня­ет об­щес­тво в од­ном — в не­рав­но­душии.

Ав­то­ры филь­ма с аван­тю­риз­мом ис­сле­ду­ют под­водные кам­ни стрит-ар­та как уни­каль­но­го ис­кусс­тва сов­ре­мен­ности, яв­ля­юще­гося уни­вер­саль­ным ур­ба­нис­тичным спо­собом ком­му­ника­ции ми­рово­го мас­шта­ба, чьи пра­вовые и со­ци­аль­ные ас­пекты на­ходят­ся ещё на эта­пе ста­нов­ле­ния.

— Ма­рия Ло­хано­ва

«Ле­то на озе­ре» / Pond Life (2018)

реж. Билл Бак­хёрст

"Pond life" (2018) Бил­ла Бак­хёр­ста, ло­кали­зован­ный как «Ле­то на озе­ре», — при­мер ма­лобюд­жетной дра­мы, сня­той в нос­таль­ги­ру­ющей эс­те­тике 90-х, ра­зыг­ры­ва­ющей на фо­не эпо­хи VHS и кас­сетных пле­еров в про­вин­ци­аль­ном ан­ту­раже шах­тёр­ской де­ревуш­ки Й­ор­кши­ра сов­сем не идил­ли­чес­кий сце­нарий под­рос­тко­вого взрос­ле­ния.

Кар­ти­на спо­соб­на по­родить че­реду при­ят­ных вос­по­мина­ний у всех, чьё детс­тво и юность приш­лись на чу­дес­ное до­гад­же­товое вре­мя: о ве­сёлой изоб­ре­татель­нос­ти, креп­кой друж­бе и го­тов­ности ид­ти на су­мас­шедшие аван­тю­ры в по­пыт­ке най­ти при­мене­ние уй­ме дет­ско­го вре­мени, ещё пол­ностью не ук­ра­ден­но­го го­лубы­ми эк­ра­нами.

По сю­жету раз­но­шерс­тная ком­па­ния, сос­то­ящая из стар­ших под­рос­тков Тре­ва (Том Вэй­ри), По­го (Эс­ме Крид-Май­лз) и Мал­коль­ма (Эн­гус Им­ри) и млад­ших про­каз­ни­ков Шей­на (Джан­лукка Гал­лу­чи) и Дэй­ва (Итан У­ил­ки), на­ходит се­бе бла­город­ное за­нятие, впол­не спо­соб­ное раз­ба­вить про­вин­ци­аль­ную ску­ку. Го­ворят, в пру­ду за­велась ры­бина не­видан­ных раз­ме­ров, и цель ге­ро­ев — пой­мать ги­гант­ско­го «Мо­би Ди­ка» во что бы то ни ста­ло. Для каж­до­го из них охо­та на ми­фичес­кую ры­бу — не что иное, как по­пыт­ка пре­одо­леть собс­твен­ные ком­плек­сы и трав­мы. А­ут­сай­дер­ка По­го стра­да­ет пси­хичес­ким за­боле­вани­ем, Трев пе­режи­ва­ет кри­зис в семье, с ко­торой вы­нуж­ден вско­ре рас­стать­ся, Мал­кольм — один из тех стран­но­ватых пар­ней, ко­торые вез­де тас­ка­ют­ся за объ­ек­том сво­ей люб­ви, нес­мотря на пол­ное през­ре­ние со сто­роны пос­ледней, а не­раз­лучная па­роч­ка Шей­на и Дэй­ва — ком­плек­су­ющие де­ти, стра­да­ющие от де­фици­та вни­мания со сто­роны ро­дите­лей и пред­по­чита­ющие учить­ся жиз­ни в ком­па­нии взрос­лых то­вари­щей.

Ре­жис­сёр пы­та­ет­ся апел­ли­ровать к тон­ким ма­тери­ям че­лове­чес­ких вза­имо­от­но­шений и чувств, и хо­тя по­рой кар­ти­не Бак­хёр­ста уда­ёт­ся сколь­зить лишь по по­вер­хнос­ти пру­да, глу­бин­ное пог­ру­жение то­же про­ис­хо­дит в осо­бен­но дра­матич­ные мо­мен­ты сце­нария. К то­му же фан­тасти­чес­ки прек­расной при­ман­кой ста­новит­ся са­унд­трек Ри­чар­да Хо­ули, оку­тыва­ющий нос­таль­ги­чес­кой ат­мосфе­рой и вто­рящий нас­тро­ению филь­ма с пер­вых тит­ров.

— Ма­рия Ло­хано­ва

«Мир гла­зами Radiohead» / The World According to Radiohead (2019)

реж. Бен­джа­мен Кла­вель

Ис­то­рия груп­пы Radiohead — это эпо­ха от за­рож­де­ния и за­ката брит-по­па, гран­джа и элек­трон­ной му­зыки до окон­ча­тель­но­го ре­цеп­та уни­каль­нос­ти. Кол­лектив и его ли­дер Том Й­орк — адеп­ты деп­рессии и пев­цы не­совер­шенс­тва — дав­но ста­ли си­нони­мом не кри­чащей, но над­менной эли­тар­ности. Меж­ду фа­ната­ми Radiohead и ос­таль­ным ми­ром два де­сяти­летия под­ряд об­ра­зовы­вал­ся ва­ку­ум. Том Й­орк брал под кры­ло школь­ных из­го­ев, ан­тигло­балис­тов, твор­ческую бо­гему и мод­ных без­дель­ни­ков, на­деляя их пра­вом ис­поль­зо­вать свое твор­чес­тво как ре­сурс са­мо­ут­вер­жде­ния пе­ред не­раз­борчи­вой мас­сой MTV. Од­на­ко всё, что ка­залось ра­нее при­чуда­ми, ста­ло в ито­ге гла­вами из­ви­лис­той ис­то­рии борь­бы за ка­чес­тво, ко­торое по­рой по­беж­да­ло эле­мен­тарный на­бор пра­вил ар­тистов. Нап­ри­мер, от­каз То­ма Й­ор­ка выс­ту­пать в Рос­сии из-за пло­хого зву­ка и по­лити­ки, ко­торый пок­лонни­ки встре­тили мол­ча­ливым по­нима­ни­ем. Ги­тарист Radiohead Джон­ни Грин­вуд дав­но пи­шет му­зыку для ки­но и боль­ше де­сяти лет сот­рудни­ча­ет с дру­гим сим­во­лом эли­тар­ности — ре­жис­сё­ром По­лом То­масом Ан­дерсо­ном.

Под­держа­ние ми­фа «не та­ких» у му­зыкан­тов вы­ходит на ура да­же в 2020 го­ду, и ма­ло кто ос­ме­ливал­ся де­лать про них до­кумен­та­лис­ти­ку — выб­ранный оре­ол не тер­пит де­конс­трук­ции. По­это­му ре­жис­сер Бен­джа­мен Кла­вель от­бро­сил по­пыт­ки рас­ска­зать о Radiohead тем, кто не слы­шал ни од­ной пес­ни и ни­ког­да ими не ин­те­ресо­вал­ся. Его фильм — боль­шая ре­цен­зия и ана­лиз куль­тур­но­го вли­яния твор­чес­тва на со­бытия, про­ис­хо­дящие в ми­ре. На­чиная с пер­вой плас­тинки "Pablo Honey" (1993), кри­тики и ис­сле­дова­тели куль­ту­ры раз­мышля­ют о тон­ком вос­при­ятии Й­ор­ком гло­баль­но­го про­цес­са, не за­бывая от­ме­чать, что Radiohead ос­та­ют­ся рок-звез­да­ми, а не фи­лосо­фами: па­ути­на их эли­тар­ности спле­тена фа­ната­ми. И что­бы пос­по­рить с ге­ро­ями филь­ма, дис­когра­фию груп­пы сто­ит ос­ве­жить в го­лове.

— Ан­тон Чек­лу­ев

«Рэй и Лиз» / Ray and Liz (2018)

реж. Ри­чард Бил­лингэм

Фильм бри­тан­ско­го фо­тог­ра­фа и ре­жис­сё­ра Ри­чар­да Бил­лингэ­ма мо­жет ока­зать­ся при­ят­ным вре­мяп­репро­вож­де­ни­ем на но­вогод­них ка­нику­лах, ведь ге­рои это­го филь­ма так нам бу­дут зна­комы. На­чина­ющий­ся как ис­то­рия до­жива­ния сво­их лет ста­риком Рэй­ем (Пат­рик Ро­мер), фильм пе­рерас­та­ет в глу­бокую са­тири­чес­кую дра­му о бри­тан­ской семье прош­ло­го ве­ка. По­жилой Рэй жи­вёт в кро­хот­ной ком­натке мно­го­этаж­ки, и всю его ны­неш­нюю жизнь мож­но оп­ре­делить по-пуш­кин­ски «в ок­но смот­рел и мух да­вил». Он про­водит свои дни за са­модель­ным пой­лом, ко­торое при­носит ему стран­ный па­рень, по­хожий на И­ису­са. Вот до че­го мо­жет до­вес­ти нас­то­ящая ве­ра!

Ког­да-то у Рэйя бы­ла семья, но в свя­зи с не­кото­рыми неб­ла­гоп­ри­ят­ны­ми об­сто­ятель­ства­ми она рас­па­лась. Той, прош­лой жиз­ни, и пос­вя­щена боль­шая часть филь­ма. Отец се­мей­ства Рэй (Джас­тин Сэл­лин­джер), его же­на Лиз (Эл­ла Смит), два сы­на, стар­ший и млад­ший, про­жива­ли в ти­пич­ном ан­глий­ском кир­пичном до­ме. Иног­да к ним за­ходил дя­дя Ло­уренс (То­ни Вэй) по­иг­рать с деть­ми или по­сидеть с ни­ми, по­ка ро­дите­ли уй­дут по де­лам. Нель­зя ска­зать, что жи­ли они в дос­татке и бла­гопо­лучии, но не­кото­рое оча­рова­ние в этой жиз­ни всё-та­ки бы­ло. Де­таль­ная про­работ­ка бы­та прош­ло­го сто­летия, сво­еоб­разное ан­глий­ское про­из­но­шение и чу­дако­ватые си­ту­ации, в ко­торые по­пада­ют ге­рои, — всё это за­да­ёт филь­му нас­трой на лю­бова­ние этим ушед­шим ми­ром. Ри­чард Бэл­лингэм, став­ший из­вес­тным бла­года­ря фо­тосе­ри­ям сво­ей «неб­ла­гопо­луч­ной» семьи, по су­ти, эк­ра­низи­ру­ет собс­твен­ное детс­тво. Кто-то мо­жет уви­деть в этом филь­ме оче­ред­ную «чер­ну­ху» бри­тан­ско­го раз­ли­ва, но та­кое про­ник­но­вен­ное пог­ру­жение ре­жис­сё­ра в собс­твен­ное детс­тво, где бы­товую дра­му раз­бавля­ет тон­кий юмор, зас­тавля­ет со­пере­живать этой ис­то­рии, не­жели от­вра­щать­ся от неё. Из­вес­тной нам «не­любовью» здесь да­же не пах­нет.

— Ки­рилл Влас­кин

«Плы­вём, му­жики» / Swimming with Men (2018)

реж. Оли­вер Пар­кер

Жизнь Эри­ка (Роб Брай­дон) на­пол­не­на офис­ной ру­тиной, да и до­ма то­же всё нес­по­кой­но — се­мей­ное бла­гопо­лучие да­ёт тре­щину. На по­мощь Эри­ку при­ходит груп­па та­ких же, как и он, ус­тавших и за­путав­шихся в жиз­ни муж­чин, пред­ла­гая всту­пить в клуб-ко­ман­ду по муж­ско­му син­хрон­но­му пла­ванию. Идея клу­ба зак­лю­ча­ет­ся в «про­тес­те про­тив бес­смыс­леннос­ти жиз­ни». С это­го мо­мен­та су­щес­тво­вание Эри­ка на­чина­ет прев­ра­щать­ся в жизнь…

Заг­ля­нув на фес­ти­валь, не про­ходи­те ми­мо но­вого филь­ма Оли­вера Пар­ке­ра «Плы­вём, му­жики» (2018). Час­тично фильм ос­но­ван на ре­аль­ных фак­тах из жиз­ни Сток­голь­мско­го клу­ба ху­дожес­твен­но­го пла­вания, чле­ны ко­торо­го, к сло­ву, по­яви­лись в не­боль­шом ка­мео в ро­ли ко­ман­ды по муж­ско­му син­хрон­но­му пла­ванию из Шве­ции. Так­же при­ят­ным сюр­при­зом ста­нет учас­тие в филь­ме Джи­ма Кар­те­ра и Ру­пер­та Грей­вза, зна­комых оте­чес­твен­но­му зри­телю по ро­лям мис­те­ра Кар­со­на в се­ри­але и филь­ме «Аб­батс­тво Да­ун­тон» (2010 — 2015, 2019) и ин­спек­то­ра Лес­трей­да в се­ри­але «Шер­лок» (2010 — 2017) со­от­ветс­твен­но. Нель­зя ос­та­вить без вни­мания и дру­гих ак­тё­ров, ис­полнив­ших ро­ли плов­цов-син­хро­нис­тов — каж­дый из них по­рой за не­боль­шой ку­сочек эк­ранно­го вре­мени пред­став­ля­ет не­пов­то­римый и ин­ди­виду­аль­ный ти­паж, об­ре­менён­ный сво­ими проб­ле­мами, с ко­торы­ми ге­рой и при­ходит в клуб.

Фильм на­пол­нен ин­те­рес­ны­ми ви­зу­аль­ны­ми при­ёма­ми и де­таля­ми (в том чис­ле и юмо­ром), точ­но ил­люс­три­ру­ющи­ми сос­то­яние пер­со­нажей и до­пол­ня­ющи­ми штри­хи к пор­тре­ту чле­нов пла­ватель­но­го клу­ба. Ре­шён­ная в эле­ган­тном ко­мичес­ком клю­че кар­ти­на «Плы­вём, му­жики» о по­ис­ках се­бя и об­ре­тении гар­мо­нии оча­ровы­ва­ет и ос­тавля­ет при­ят­ный шлейф свет­лых мыс­лей и на­дежд, что всё об­ра­зу­ет­ся, а по­тому по­ра бы уже и са­мому дви­гать­ся в сто­рону пе­ремен к луч­ше­му.

— Ксе­ния Мас­ленни­кова

Филь­мы де­монс­три­ру­ют­ся он­лайн на язы­ке ори­гина­ла с рус­ски­ми суб­титра­ми.

18+ Би­ле­ты на филь­мы фес­ти­валя мож­но при­об­рес­ти на офи­ци­аль­ном сай­те CoolConnections.