Содержание:
- Как ЦБ осуществляет надзор за страховщиками
- Куда граждане могут пожаловаться на страховую компанию
КАК ЦБ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ НАДЗОР ЗА СТРАХОВЩИКАМИ
Государственный контроль просто необходим над страховыми компаниями, так как их деятельность играет важную роль в социальной жизни населения. Необходимо ликвидировать последствия неблагоприятных событий инвестиционных операций, а также защищать права страхователей.
В общих чертах департамент страхового рынка при ЦБ РФ занимается разработкой и внесением предложений, законов и законодательных актов для развития страхового рынка, также лицензированием страховых компаний, контролем за их деятельностью. Контроль за налогообложением страховщиков не входит в их компетенцию. Ниже мы более подробно рассмотрим функционал данного контролирующего органа.
Итак, лицензирование страхователей — это один из пунктов в перечне функционала департамента страхового рынка. Они отслеживают тарифные сетки и условия страхования, предлагаемые потребителям. Рассматривают финансовое состояние страхователя, его “финансовую подушку” и устойчивость на рынке.
- Ведется реестр страховщиков.
- Учет страховых брокеров.
- Учет бухгалтерской отчетности и учет статистики страховых выплат.
- Контроль за размещение активов страховщиков.
- Приостановление, ограничение и отзыв лицензий.
- Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по страховым вопросам.
В итоге весь функционал ЦБРФ в страховой деятельности можно разделить на три формы:
- Предварительный (лицензионный).
- Текущий (контрольный).
- Последующий (статистический).
КУДА ГРАЖДАНЕ МОГУТ ПОЖАЛОВАТЬСЯ НА СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ
Страховая деятельность очень сложная сфера, и для обычного гражданина тяжело разобраться во всех этих тонкостях, поэтому некоторые страхователи могут злоупотреблять своими знаниями и недобросовестно вести свою сферу деятельности в ущерб своих клиентов. В связи с существующей вероятностью подобного мошенничества, очень важно не допускать подобных ситуаций, предотвращать махинации, чтобы граждане были уверены в страховых компаниях. Для этого было создано специальное отделение по защите прав потребителей, которое и рассматривает подобные жалобы от недовольных клиентов.
Каждый год ЦБРФ ведет борьбу с недобросовестными исполнителями и делает чистку среди менее конкурентоспособных компаний. Но страховой бизнес является очень прибыльной деятельностью, поэтому ежегодно на рынок выходят новые игроки.
Наиболее частые жалобы поступают по возмещению ОСАГО. Хоть и была введена компенсация в виде натурального возмещения людям, но страховщики и здесь нашли лазейку — стали предоставлять некачественные детали.
При выявлении нарушений ЦБ может поступать только в рамках законодательства:
- Наложение штрафа в пользу государственной казны, вынесение предписания и контроль за его исполнением.
- Отзыв и аннулирование лицензии, передача собранного материала в прокуратуру или полицию.
Существует еще парочка вариаций, когда можно миновать Центробанк РФ и обратиться в суд:
- Если по каким-то причинам департамент принял сторону страхователя.
- Если Вам нужна моральная выплата.
- Если Вы понесли убытки во время всех проверок (например, простой бизнеса).
- Если Вы неудовлетворены суммой выплаты.
Только нужно не забывать, что все издержки Вы сначала берете на себя, и потом можете указать в заявление требование о возмещении судебных расходов с ответчика.
Итак, иск можно будет подать на основании следующих ситуаций:
- Просрочка страховой выплаты, можно потребовать неустойку.
- Истец понес убытки, сюда можно отнести затраты на различные экспертизы, на юридические услуги, гос. пошлины по судебному разбирательству, также если бизнес заявителя понес убытки.
- Компенсация морального вреда.
Желательно при себе иметь официальное решение от департамента страхового рынка ЦБРФ, неважно по какому из перечисленных вопросов вы к ним обращались. Исковой срок для подачи заявления составляет 2 года, поэтому можно не торопиться бежать в суд.
Еще рассмотрим несколько поводов обращения в ЦБ.
- Если Вам при продаже полиса ОСАГО пытаются навязать еще другие страховые продукты, даже если продавец утверждает, что продажа ОСАГО без этих продуктов невозможна.
- Если были нарушения в начислении страхового взноса, без учета скидок за хорошую езду. В этом варианте будет проводится проверка об актуальности отказа в предоставлении скидки.
Независимо от того, куда вы решили обратиться с жалобой, в ЦБРФ или страховую компанию, важно, чтобы ваше заявление было написано от руки.
Если страховая компания вам отказала в выплате материальных средств, то при подаче заявления в высшие инстанции необходимо приложить копию официального отказа. Если же страхователь отказал в выдаче такого документа, то в суд можно будет предоставить аудио/видео запись, показания свидетелей или иной документ, подтверждающий сей факт.
Первоисточник статьи на сайте про страхование.