Наверное, все мы порой задумываемся о смысле жизни. Оказывается, есть даже такое направление в экзистенциальной психологии – логотерапия, задача которой – поиск и анализ смысла существования. Основатель логотерапии, Виктор Франкл – австрийский психиатр, психолог и философ еврейского происхождения. Во время войны он провел несколько лет в нацистских концентрационных лагерях. Не так давно я прочитала его книгу «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере». Хочу поделиться с вами впечатлениями о ней.
Виктор Франкл родился в 1905 году в Вене. С ранних лет он стал интересоваться психологией и даже дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. Став студентом Венского университет, он изучал медицину, специализируясь на психиатрии и неврологии. Его первоначальные воззрения сформировались под влиянием работ Альфреда Адлера и Зигмунда Фрейда, с последним он даже общался по переписке. Однако по приобретении опыта у Франкла стали формироваться свои собственные взгляды на психологию.
Начав психологическую практику, он особенно заинтересовался лечением депрессии и предотвращением суицида. В то время наблюдался высокий уровень самоубийств среди учащихся венских университетов, что сподвигло молодого специалиста создать специальную программу для психологической поддержки студентов. После этого количество самоубийств действительно снизилось, а карьера Франкла пошла в гору.
Психолог успешно занимался исследованиями и лечением пациентов до тех пор, пока к власти не пришли нацисты. Евреям запретили работать в государственных клиниках, и Франкл стал заниматься частной практикой. Однако ограничения все усиливались, и в конце концов, как всем известно, евреев стали отправлять в концлагеря. Не избежал этой участи и Франкл.
Именно тяжелый опыт пребывания в концлагерях лежит в основе написания книги «Психолог в концлагере». Претерпевая голод, тяжелую работу, унижения и издевательства, видя смерти товарищей, он задумался – для чего все это? Есть ли смысл в такой жизни, полной горя? За что это ему? Будучи психологом и философом, Франкл стал наблюдать за окружающими и анализировать их способы борьбы с мрачной действительностью. Он понял, что выживают и не сходят с ума те, кто умудряется даже в таких обстоятельствах не потерять надежду. Речь идет не о надежде на выживание – заключенные регулярно погибали от пыток, голода или болезней, их отправляли в газовые камеры. Но пока у заключенных оставалась надежда дожить до следующего месяца, недели, хотя бы до завтра – они могли жить этой надеждой и терпеть ради нее муки. Кто-то придумывал более оригинальные способы – например, некоторые заключенные, не зная, где их семьи, в молитвах «договаривались» с высшими силами о том, что они будут терпеть дополнительные мучения ради того, чтобы избежали мучений их близкие. Это помогало им терпеть лишения, и даже бодрило – ведь получалось, что чем больше лишений терпят они, тем меньше достанется их семьям. Также тех заключенных, у которых еще оставался стимул к жизни, отличало соблюдение определенных ритуалов – они брились, расчесывались, старались держать в порядке одежду, насколько это возможно. В то время как другие, не находившие смысла в этой необязательной для лагеря рутине, быстрее теряли моральные силы и умирали.
Таким образом, через наблюдения за другими и самоанализ, Франкл основал неординарную концепцию. Она заключалась в том, что нужно не спрашивать у жизни, в чем ее смысл, а наоборот – отвечать на ее вызовы. Жизнь сама создает различные жизненные обстоятельства, проблемы и препятствия, а наша задача – справляться с этим как можно более достойно, по возможности стараясь быть полезным для общества. Подумав, каким образом он может принести пользу в столь незавидном положении, Виктор Франкл решил поддерживать заключенных, оказывая им психологическую помощь. Этот опыт позднее лег в основу множества его работ.
Цитаты из книги:
Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Говоря философски, тут необходим своего рода коперниканский переворот: мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам - ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать - не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить - в конечном счете значит нести отвественность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа.
Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия, у разных людей и в разные мгновения жизни разные. Значит, вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа.
***
Единственность, уникальность, присущие каждому человеку, определяют и смысл каждой отдельной жизни. Неповторим он сам, неповторимо то, что именно он может и должен сделать - в своем труде, в творчестве, в любви. Осознание такой незаменимости формирует чувство отвественности за собственную жизнь, за то, чтобы прожить ее всю, до конца, высветить во всей полноте. Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеком или перед делом, именно на него возложенным, никогда не откажется от жизни. Он знает, зачем существует, и поэтому найдет в себе силы вытерпеть почти любое «как».
Виктор Франкл провел в различных концлагерях почти три года. Его жена и родители, которых арестовали вместе с ним и отправили в другие лагеря, из них не вернулись. Сам он написал множество работ, внедрил новые концепции в психологии, читал лекции по всему миру и оказывал помощь на практике. От второго брака у него родилась дочь, которая тоже увлеклась психологией и стала детским психологом. Виктор Франкл умер в 1997 году, дожив до 92 лет.