Ерден (драгоценность с монгольского языка) чутко прислушался к окружающей обстановке.
Сегодня был третий день испытаний. Он не знал, в чем оно состоит и это больше всего настораживало.
Уже три дня, как он ушел из лагеря сарбазов к предгорьям Алатау. Здесь он должен был ждать знака, чтобы пройти последнее испытание и получить статус сарбаза (воина).
Три года назад он молодым джигитом, пережившим 18 зим пришел к сарбазам. Его отец - старшина одного из родов жалаиров дал ему двух заводных коней и третьего коня для поклажи, передал ему доспехи их прадеда, в которых тот ходил в походы с Чингис-ханом и отпустил на все четыре стороны. Сделал он это без сожаления, так как у него оставался еще младший и любимый сын, которому он хотел оставить свои многочисленные стада, пасшие на берегах Каратала. Старший сын Ерден должен был сам стать хозяином своей судьбы.
Тогда перед Ерденом был выбор - Ехать ко двору правителя Могулистана Тоглук-Тимура или к кочевкам эмира Маверанахра Казагана.
Тоглук-Тимур не нравился ему свей набожностью, а Казаган был из рода каучинов и Ердену не хотелось становиться туленгутом (воин-слуга) у другого племени.
Поэтому, Ерден выбрал третий путь - Он направил коней в горы Алатау, где был лагерь сарбазов - воинов из разных племен, которые выбрали своей жизнью воинское братство.
Их девизом было - Умереть в постели - позор для мужчины!
Лагерь сарбазов не подчинялся ни Казагану, ни Тоглук-Тимуру. Вообще никому! Они поднимали свои сабли на службе того, кто сам был хорошим воином и ценили не золото, а того, кто мог повести их в походы в дальние места, где конечно их целью был грабеж. Но не только! Сарбазы старались узнать все о новых странах и научиться у местных всему интересному в военном деле.
Соседние правители их терпели, так как сарбазы были хорошими воинами и других взять было негде. Просто кочевники не хотели ходить в дальние походы, где их ждала смерть, а не горка кульше (ячменные лепешки), которые можно было макать в сузьму (сметана).
За три года, Ерден прошел два отрезка посвящения в сарбазы:
Первый отрезок он провел на дальнем стойбище, где в дождь и холод он как сторожевой пес стерег жеребят от волков. Ерден научился стреножить любого айгыра (дикий конь), стрелять на тихий шаг боре (волка), подкрадывавшегося к табуну, есть и пить с коня, спать на нем же. Его кожа выдубилась так, что он одинаково хорошо переносил жару и мороз. А руки стали такими крепкими, что он хватал волка за уши с седла и тащил его живого до ближайшего дерева, чтобы кончить его дни.
Поэтому, он уже к концу второго года смог увеличить вверенный ему табун втрое. Это был конец его испытанию. Другие, бывало не могли увеличить табун и за несколько лет. А кости некоторых неудачливых кандидатов в сарбазы, так и оставались белеть в степи.
Его забрали в лагерь сарбазов и там он начал новый отрезок пути посвящения в сарбазы:
Каждый день его учили наставники боя с оружием и без. Нож, сабля, двуручный меч, копье, нагайка, лук, кистень, булава, китайские трехзвенные чаки, просто кулаки, голова и зубы. Конный бой, пеший бой, схватка в воде, атака в гору, атака с горы, стрельба из лука в карусели, одиночно и залпом.
Схватки длились целыми днями. Дрались только боевым оружием. На порезы никто не обращал внимания. По целым дням их учили снимать пешими часового с коня, пешего часового с коня, уметь затаиться с утра до вечера в засаде.
Часами они сменяя друг друга в доспехах били ногами в кожаные щиты и просто в тело, защищенное хуягом (доспехом), чтобы уметь пробивать ногой противника, если он хоть на секунду открывал незащищенное место. Ерден стал мастером именно в этом и мог с коня пробить ногой любого сарбаза с щитом, оттолкнув того на несколько шагов назад.
Уже через год Ерден смог выдержать испытание - Он победил голыми руками таких же как он 12 готовившихся к бою молодых воинов. Только они дрались против него каким-либо выбранным оружием. Среди сарбазов лучшим владением оружием считалось, если ты умеешь драться против него голыми руками. Значит ты знаешь все его особенности, лучшие и худшие качества. Ерден знал и легко обезоружил даже лучших.
Теперь его послали в последнее испытание - отправили в степь и велели ждать. Чего ждать - никто не объяснил!
Конь под Ерденом трепыхнулся и он чутким слухом услышал шум отпускаемой тетивы. Не теряя ни секунды, Ерден нырнул под брюхо коня и увидел как стрела пролетела там, где была его голова.
Сев в седло и запомнив место, откуда прилетела стрела Ерден поскакал в обход с правого бока стрелявшего, который не мог повернуть корпус вправо. Если конечно он не был леворуким. Но стрелявший не был леворуким, так как больше он не стрелял.
Ерден остановил коня у пригорка и нырнув в густую траву растворился в ней. Теперь они были наравне со стрелявшим. Оба не знали кто, где находиться.
Неслышно ступая по траве, Ерден вышел к из травы к какомо-ту деревянному домику. В доме было тихо. Но Ерден чувствовал, что кто-то в нем есть.
Не раздумывая, он подбежал к двери, ударил по ней ногой и повернувшись, влетел в дом через окно. Опустившись на земляной пол, он увидел как лысый мужчина выпустив одну стрелу в сторону двери, мгновенно достал стрелу, которая была у него в зубах и вложив ее в тетиву, уже натягивает лук.
Ерден, кувырком сократил расстояние до мужика и ударом "ножницы" (двумя ногами сразу) отправил того в угол, где тот ударившись головой затих.
Ерден осмотревшись на наличие еще врагов и не найдя их, приблизился к лысому. Это был обычный мужчина средних лет. Только лицо его было обезображено шрамами от клыков какого-то животного. Ерден не стал подходить к нему слишком близко и накинув тому на шею аркан, подтянул его к себе. А потом вытащил его на улицу и позвал своего коня.
Ерден был горд от осознания того, что он скорее всего прошел последнее испытание. Налив на голову лысого несколько бакырашей (ковшей) воды он смог привести лысого в чувство. Привязав арканом его руки, Ерден потащил его в лагерь.
Молодой воин въезжал в лагерь сарбазов, гордо сидя на коне. Он уже видел себя сарбазом, который получил наконец право ходить в походы.
В лагере его встретили смехом. Смеялись все - и стар, кто понял почему надо смеяться, и млад, кто смеялся вслед за старшими товарищами. А один старый сарбаз, отрубил саблей аркан и отвязал руки лысому.
Ерден был обескуражен.
Наконец смех прекратился. И его позвали в шатер к старейшинам сарбазов - Аскарам (Аскар по тюркски - одинокая и высокая гора). Так их звали потому что они месяцами могли жить в одиночку в горах, совершенствуя свое воинское мастерство.
Здесь ему объяснили, что человек которого он привел это полусумасшедший Канапия, который много лет назад потерял семью в горах из-за волков. Вот он и предупреждает путников, чтобы они не ехали в горы стреляя у них над головами. А так он безобидный.
- А зачем тогда вы меня посылали в горы - спросил Ерден
- Мы всех прошедших обучение, посылаем в горы. Но обычно все несколько дней побродят и возвращаются. И если возвращаются, то значит они хотят быть сарбазами. Это последняя возможность решить - Хочешь ли ты стать сарбазом? Некоторые не возвращаются. А кто возвратился, тот уже будет хорошим воином.
- А почему я не знал про этого Канапию?
- Это тебе урок. Ты слишком усердно занимался. Настоящий воин должен не только владеть воинским мастерством, но и знать что происходит вокруг. Это тебе первый урок стратегии - Не упускай ничего важного.