Уже больше года назад, в ноябре 2019 года, открылся ближайший к Петербургу отрезок скоростной трассы до Москвы. Многие называли его "последним", и вообще трасса считается достроенной, но это не совсем верно - остался ещё отрезок в примерно 60км в районе Твери, там движение по-прежнему по старой бесплатной М-10, имеющей на том участке не менее 2 полос в каждую сторону, поэтому проблем с пробками там не бывает. Наряду с восторженными отзывами немало возникает различных сообщений хейтеров, которые всегда находят, к чему прицепиться, и забивают головы доверчивым читателям своим инфохламом.
Вот основные претензии:
1. Дорого.
2. Плохой сервис.
3. Местами не освещена.
4. Высокие скорости - риски ДТП.
Разберём подробнее.
Стоимость проезда по М11 зависит от способа оплаты (транспондер или наличные), дня недели - выходной или рабочий, и наличия скидки, которую можно получить за счёт накопленных ранее баллов на транспондере. На официальном сайте Росавтодора сделали совершенно непонятную схему, вот тут уже нормально посчитали. В любом случае - менее 2 тысяч рублей. Важно отметить, что ближайшие 58км к Москве - отдельная контора, стоимость проезда по этому участку - до 600 рублей. Так что можно или выбирать более дешёвое время суток, или ехать по бесплатной М10, или, если ваша конечная цель - не Москва, ехать по областной "бетонке" либо уже готовым участкам ЦКАД - платного областного московского кольца.
Конечно, если ездить постоянно - то сумма за проезд может сложиться в заметную сумму, но траффик на дороге только увеличивается, значит, большинство людей это устраивает. По сравнению с, например, Францией, где есть дороги подобной длины, у нас намного дешевле. Вот тут цены на проезд по французским платным дорогам. Скажете, они лучшего качества? Нет, примерно такие же, плюс М11 безопаснее - дорога огорожена забором от животных и широкой полосой с канавой. В Европе так не делают.
Фотографий немецких автобанов под рукой не оказалось, но там зачастую ещё хуже, чем во Франции, т.к. многие дорогие строились ещё в первой половине 20 века. К самому покрытию вопросов нет, но повороты более резкие, видимость хуже и вероятность налететь на кого-то заметно выше.
Сервис. Заправочно-закусочные придорожные комплексы активно строятся, часть уже открыта, так что это только вопрос времени. В 2018 году с заправками было совсем тяжело, люди по собственной глупости заезжали на дорогу с неполными баками, на высокой скорости быстро тратили топливо, а потом стояли в длинных очередях на временных заправках. В Европе, например, нередко заправки закрываются вечером в 17-18 часов, и их там в целом намного меньше, чем у нас.
Сейчас на М11 уже открыто несколько комплексов Лукойла и Газпромнефти. Лучший вариант - заправляться около Твери на М-10, до Питера оттуда около 500км - большинство современных автомобилей вполне способны пройти эту дистанцию на одной заправке при скорости 100-120.
Сначала проблемой были туалеты, при открытии первых участков трассы не все они были открыты, плюс люди по-свински относятся, обгаживая всё, воруя и разбрасывая туалетную бумагу. Хотя в последние пару поездок в 2020 году стало лучше. Либо мне везло. В любом случае, отправляясь в междугороднюю поездку, всегда надо брать рулончик с собой.
На мой взгляд, основная разница пунктов остановки на М11 и в Европе - это их размеры.
Вот типичный пункт отдыха на М11:
Французские и немецкие зоны отдыха намного больше, но это и понятно - там трассы намного оживлённее. Люди гуляют с детьми, собаками и вообще устраивают пикники. Ниже фото с типичных мест отдыха во Франции. Фотографий с немецких у меня не осталось, а панорамирование дорог в Германии запрещено, поэтому Гугл карты там без панорам.
Если говорить о сервисе для путешественников глобально - во Франции лучшие в Европе кемпинги, где можно поставить палатку, посидеть в кафешке и даже искупаться в бассейне. В Германии подобное тоже есть, но раза в два дороже.
Вот как выглядят такие кемпинги:
У нас, к сожалению, пока подобного практически нет. Как и подобной культуры путешествий.
Освещение. Как минимум с начала 2020 года оно уже есть на всём протяжении трассы. Где-то, конечно, возможны аварии, но это именно исключения. В Европе нет ни одной дороги такой протяжённости, полностью освещённой.
Высокие скорости приводят к ДТП. Распространённое заблуждение, причиной ДТП это является относительно редко. Вот тут "За рулём" сделали неплохую аналитику. Вкратце - без пешеходов и перекрёстков дороги становятся в разы безопаснее. Существенной проблемой является низкий уровень культуры вождения. Причём рано утром обычно едут адекватные водители, которые двигаются с разумной скоростью по правой полосе и используют левую только для опережения, как и предписано ПДД и как ездят в Европе все и всегда. Днём уже появляются личности, которые носятся под 200 км/ч или наоборот, ползут в левой полосе 100 и меньше. Нередко встречал "умников", которые вставали на обочине, иногда даже без аварийки, что строго запрещено и уже приводило к ДТП. Это при том, что пункты отдыха - каждые 20км, т.е. 10 минут при движении 120 км/ч.
В целом М11 безопаснее большинства дорог, и при соблюдении минимального набора правил поможет быстро преодолевать расстояние между Петербургом и Москвой. Если же хотите ехать бесплатно - старая бесплатная М10 стала менее загруженной, а так же может порадовать разными интересными местами по пути, в том числе - большим количеством придорожных кафе.
Подписывайтесь на канал, если хотите узнать больше об автопутешествиях и разных интересных местах в России и не только.
Пишите комментарии, что хотели бы узнать ещё, а так же добавляйте свои интересные факты и нюансы.
Спасибо за внимание!