Найти в Дзене
Книга Войны

Дмитри Вишневецкий: как выбесить три государства вокруг себя

Были у нас джентльмены из Новой Зеландии, Троецарствия, гладиаторов и так далее. А что насчёт нашей родной истории, которая куда ближе, чем все эти дальние края? Поблизости, вон, тоже было довольно много крайне интересных и харизматичных личностей, о которых простой обыватель даже не слышал. Поэтому решил поискать кого-нибудь из славян. И нашел крайне лихого чувака...

Были у нас джентльмены из Новой Зеландии, Троецарствия, гладиаторов и так далее. А что насчёт нашей родной истории, которая куда ближе, чем все эти дальние края? Поблизости, вон, тоже было довольно много крайне интересных и харизматичных личностей, о которых простой обыватель даже не слышал. Поэтому решил поискать кого-нибудь из славян. И нашел крайне лихого чувака, успевшего за свою жизнь выбесить аж три крупных государства.

Итак, Дмитрий Вишневецкий - волынский православный магнат и литовский князь - родился примерно в 1517 году в семье знатного княжеского рода Вишневецких. Благодаря удачным/неудачным (это как посмотреть) стечениям обстоятельств его карьера пошла в гору относительно рано: в 1542-м умирает его отец, а в 1549-м татары уволокли в плен его дядю - таким образом Дмитрий внезапно стал единоличным владыкой Черкасского и Каневского воеводств.

Руководителем Вишневецкий был, прямо скажем, плохим. По причине своей природной жадности он обложил податное население кучей дополнительных налогов, вытягивая деньги из всего, что можно. Деньги были нужны в первую очередь на снаряжение военных походов в степь, как вы думаете, зачем? Правильно, чтобы награбить и привезти ещё больше денег.

При этом, несмотря на свой скверный характер и неумение руководить, Вишневецкий был крайне толковым военным. Он быстро сообразил, что против крымских татар нет смысла строить Великую Украинскую стену - как ни обороняйся, всё равно они как-то проникнут. Дмитрий избрал тактику "завесы": постоянная разведка, сеть сигнальных башен и мелких укреплений. При этом регулярно предпринимались вылазки на территорию врага с целью лишить его кормовой базы: разграбление стоянок, угон лошадей, сожжение пастбищ. Одного только Вишневецкий не учёл - король Сигизмунд I совсем не хотел ссориться с татарами.

Дмитрий раздражал короля своими вылазками, которые сильно портили международные отношения. И к этому добавился ещё один жёсткий просчёт. Земли Вишневецкого были пограничными, поэтому первый удар со стороны юга должен был принять именно он. Соответственно, на нём лежала постоянная задача по строительству и содержанию укреплений, от чего зависела безопасность всей Речи Посполитой. А Дмитрий всё развалил. Всё, что могло быть потеряно, было благополучно потеряно: население и природные ресурсы выдоены, а деньги пущены куда надо - на походы и в карман Вишневецкого. Нужно было срочно бежать от гнева короля куда подальше...

Например, к турецкому султану. Дмитрий в 1553 году быстро свалил из Посполитой просить политического убежища у южных соседей (которое, собственно, успешно получил). Но король не мог допустить, чтобы какой-то там перебежчик изменил расклад сил между странами, и назначил Вишневецкому аудиенцию.

Вишневецкого очень вежливо и совсем без матюков заставили вернуться назад в Речь Посполитую, но никаких земель он не получил, ибо и так дел наворотил. Вместо этого его поставили стражником на Днепре и велели делать, что получается: охранять границы. А в качестве извинения за прошлые просчёты он должен был вложить все награбленные и подаренные от турков деньги в строительство укреплений.

-2

Тот очень хорошо всё понял и покорно приступил к работе. В качестве точки опоры был выбран остров Хортица - там Дмитрий начал строительство замка. К слову, в будущем эти укрепления станут основой создания Запорожской Сечи - да, Вишневецкий является если не создателем, то идейным вдохновителем той самой Сечи, с него всё это и началось. Построив замок, Дмитрий быстро заскучал: проводить вылазки к татарам король ему настрого запретил. Всё изменилось, когда на его замок внезапно наткнулся отряд Матвея Ржевского прямиком из Москвы.

Ржевский был отправлен сюда Иваном Грозным с сугубо разведывательными задачами. И ему несказанно повезло наткнуться на главного эксперта по борьбе с татарами. Вишневецкий снабдил москвичей ценнейшими сведениями, заработав себе лишних баллов у Грозного. И заодно выделил Ржевскому в подмогу несколько своих людей. Ну, как несколько - людей Вишневецкого в отряде оказалось в три раза больше, чем самих московитов. Но зато Дмитрий мог потом бить себя кулаком в грудь и кричать, что он ни на кого не нападал, это вон всё русские пришли со своими наёмниками, я вообще не при чём. Обойдя запрет на вылазки, он отправил своих людей якобы под руководством Ржевского и в очередной раз хорошо пограбил.

Вишневецкий оказался весьма полезен Грозному, и тот пригласил его к себе на службу. Но Дмитрий никуда не спешил и ещё некоторое время метался между двумя государями, желая урвать побольше у каждого - не забывайте, жадный он был просто до безумия. И лишь окончательно убедившись в том, что в Речи Посполитой его ждет только адовая порка королевским ремнём, Вишневецкий в 1557 году с концами перебегает в Московское государство.

-3

Вскоре в 1558 году началась Ливонская война, и Грозный отправляет Вишневецкого развлекать крымских татар, чтобы те не расслаблялись. Военные кампании Дмитрия были успешны, порой даже слишком. Изначально его задачей было нанесение превентивных ударов и обеспечение безопасности границ, но разве ж он на этом остановится? В 1559 году он объединился с черкесами, сильно страдавшими от османской гегемонии, и в очередной раз конкретно вкатил южанам. Вернувшись в Москву, Дмитрий ясно дал понять Грозному, что благородный черкесский народ готов принимать христианство и присоединиться к Москве. Но на этот раз Вишневецкий окончательно перегнул палку.

Да, новые земли - это всегда хорошо, но не настолько же далеко от Москвы. К тому же вести войну на два фронта у Грозного тоже не было никакого желания. Поэтому он отпустил Вишневецкого назад на его историческую родину и отказался от своего сюзеренства. Конечно, Дмитрий был мощнейшим оружием, но оно привлекало лишнее внимание и грозило неприятностями от южных соседей. Поэтому, чтобы сохранить мир с Османской империей, Грозному пришлось выпроводить Вишневецкого.

Последней кампанией Дмитрия стал поход на Молдову в 1563 году. Точнее, его попытка: войско попало в засаду и было перебито, а самого Вишневецкого взяли в плен и вскоре передали туркам. Султан предложил ему принять ислам и поступить на службу, но гордый князь послал его по известному маршруту. "Значит ты выбрал смерть", - заключил султан и приказал казнить негодяя, да пожёстче. Вишневецкого повесили за ребро на крюк и оставили болтаться, планируя долгую и мучительную смерть. Но и тут Дмитрий их обошёл: пока висел, он непрерывно орал всякую ересь про аллаха, мухаммеда и всю султанскую семью. Короче, хулил мусульман активнейшим образом, чем страшно их выбесил. Через три дня турки не выдержали и добили его вручную, потому что ну невозможно было уже это слушать. Так окончилась жизнь талантливого воеводы со скверным характером, о котором вы теперь знаете много нового.

-4