Логичным вопросом будет — а кто такой Роман Каримов? Режиссёр из Уфы, подаривший нам очень неплохие комедии «Всё и сразу» и «Гуляй, Вася!». Да, они не были совершенными, но их нельзя было не полюбить. Всё-таки есть в них что-то, что присутствует только у Каримова — этакий его авторский почерк. И вот сегодня я предлагаю познакомиться с его первой картиной «Неадекватные люди», с которой и начали проявляться те самые почерк и видение режиссёра. И, кстати, это был один из самых мощных дебютов в истории русского кинематографа. Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!
Официальный синопсис
Тридцатилетний молодой человек Виталий, убегая от надоедливых проблем и душевного дискомфорта, бросает провинциальный городок Серпухов и переезжает в Москву, надеясь именно здесь найти гармонию с собственным «я». Но до состояния гармонии ему оказывается слишком далеко, ведь впоследствии возникает очень много вопросов, связанных с его новой соседкой Кристиной, которой также не очень везет в жизни и которая пытается «сделать» из него действительно крутого мэна, а также с начальницей, желающей затащить его в кровать. С каждым днем он все больше убеждается в неадекватности подобных людей, которые буквально сорвались с цепи. Но что, если проблема не только в них?
Трейлер
Автостопом по главному. Мелочи
Об этой картине можно говорить часами, сутками, а может и ещё больше. Поэтому я предлагаю вкратце пробежаться по тем её аспектам, которые впечатлили меня больше всего. И да, здесь стоит добавить, что у каждого своё видение и своё мнение — я лишь высказываю собственные эмоции и мысли и они могут кардинально отличаться от Ваших.
Итак, одним из главных пунктов для меня явились мелочи, на которых и выстраивается основной базис ленты. В мире «Неадекватных людей» каждая, даже самая сущая мелочь несёт очень важную миссию для сюжета. Нужны примеры? Ок, они будут.
Одним из таких примеров являются вафли. Ближе к середине повествования между главными героями (Ингрид Олеринская и Илья Любимов) случается диалог "по душам", в котором персонаж Ильи, он же Виталий, рассказывает героине Ингрид, она же Кристина, что в детстве очень любил вафли. Этот совершенно случайный разговор будет иметь весьма значимую роль для сюжета после. Удивительно, но именно вафли оказались здесь подобием чеховского ружья.
"Да и не только вафли!" — заметит пронзительный зритель. И это действительно так. Всё, что происходит в картине, отражается в последствии и на повествовании. Герой раздаёт кому-то визитки своего психолога? Ок, значит мы встретим этого персонажа на приёме у этого же мозгоправа. В фильме появляется дневник главной героини? Ок, значит он рано или поздно тоже стрельнёт подобно вафлям.
Именно таким образом и строится сюжет фильма. Из множества различных мелочей зритель получает отлично-собранную картину, к которой очень приятно возвращаться, ведь в ней всегда можно найти что-то новое и интересное, что ранее было скрыто от глаз. Например, диалог про обстановку в квартире, как оказалось, также несёт за собой приятное наблюдение. Зритель действительно может видеть хаос в обители Кристины. Но и это не всё — под конец картины мы можем наблюдать, как Виталий начинает разрушать всё вокруг, что также соответствует хаосу, а выливается всё это из диалога в начале ленты — данная деталь приметилась мне лишь при повторном просмотре. И сейчас я задаюсь мыслью, что ещё много чего запрятано в ленте. Что же, буду искать...
Автостопом по главному. Юмор
Не менее отличительной чертой картины являются шутки. Юмора, кстати, здесь хватает, несмотря на то, что основными жанрами ленты оказались драма и "мыльцо" — он не является туалетным, рвотным, пошлым или как его ещё там принято называть в русских комедиях.
Юмор тут весьма приятный и, если можно так выразиться, специфичный — к нему нужно привыкнуть. Да, очень важным моментом является именно уловить этот юмор. При первом просмотре можно добрую половину ленты не понимать, что вот здесь надо было посмеяться, а вот тут герои говорили не всерьёз. Подобная неловкость полностью исчезает при повторных просмотрах, поэтому ещё раз с гордостью заявлю — «Неадекватных людей» можно и нужно смотреть дважды, а то и большее количество раз. Благо привыкание к героям здесь есть, так сказать, появляется чувство эмпатии к ним, а посему вторая половина ленты не проходит без улыбки на лице.
И здесь же стоит отметить, что именно эмпатия и является ключевым аспектом юмора. Редко где встретишь мелодраму, которая вдобавок ко всему ещё и стреляет шутками налево-направо. «Неадекватные люди» — это одна из немногих картин, которой это удалось. Да, местами с перебоями, но всё же удалось.
Юмор удивил не только своим содержанием, но и подачей. К слову, в фильме вообще не присутствует экшен-юмора, то есть герои не кривляются и не пытаются изображать "отсталых". Весь смех же происходит из-за диалогов, в частности из-за показываемых отношений. Также смеху способствуют интересные и нетипичные архетипы героев. Начальница с садистскими наклонностями или же школьница-рокерша, влюбляющаяся в задрота — это далеко не новинки для киномира, но и не самые заезженные образы. И вот следить за их отношениями, за сюжетными перипетиями, в которых они участвуют — это превосходно. Такие прописанные персонажи очень и очень помогают юмору, а порой даже просто создают его на ровном месте.
Автостопом по главному. Вопросы
И, собственно, говоря про «Неадекватных людей» нельзя не отметить ещё одну важную штуку — пул вопросов, которые задаёт картина. Она не пытается ответить на все эти вопросы, но хотя бы к ним прибегает. Я считаю этот фильм показательным в плане того, как надо делать умную комедию. Почему? Да хотя бы потому, что фильм разговаривает и размышляет со зрителем на извечные людские проблемы.
«Неадекватные люди» без какой-либо фальши и пафоса умудряются охватить весьма большой список этих самых проблем. Чрезмерная забота родителей, смерть близкого человека, в чём заключается счастье, семейные ценности, наркотики, алкоголь — это лишь малая часть того, что имеется в картине, ведь перечислять здесь можно на десятки абзацев. Что действительно поражает, фильм умудряется ответить на часть из этих вопросов. Причём чаще всего ответ даётся не в явном виде, а через размышления героев или же через метафору в диалоге.
И здесь зритель может заметить, что диалоги в картине несут просто огромную ценность, если не самую главную. Они открывают двери и юмору, и цепочке мелочей, на которых строится сюжет, и даже умудряются создать драму. Если отбросить некоторые речи, то картину нельзя было бы назвать драмой или комедией, так что огромный респектище Роману Каримову за такой тщательно-собранный сценарий.
И в заключение мне хотелось бы добавить про комментаторов из всеми любимого интернета. Некоторые хаяли ленту за то, что в ней странноватый говор в диалогах. Мол, актёры будто не выспались и пытаются что-то из себя выдавить. На самом деле, подобный говор является той самой отдушиной картины, за которую её можно полюбить. Всё просто — такой стиль речи героев способствует принятию диалогов зрителями. Речи не выглядят пафосными, будто из книг 18-го века, а кажутся довольно простыми и жизненными. В них можно найти себя, разговаривающего с друзьями, либо встретить кого-то из знакомых. Определённо могу сказать, что хаять за подобное картину не стоит. Да, она не совершенна. В ленте есть минусы, касающиеся, например, того же звука, но за стиль диалогов ругаться точно не стоит.
Оценки
Подводя итог, могу сказать, что картина оказалась одной из лучших в ушедшем десятилетии. Но перед расстановкой оценок хочу кое-что добавить...
«Неадекватные люди» не снимались на огромный бюджет, поэтому здесь нет стоящего визуала. Также здесь есть существенные проблемы со звуком. Да, голоса и речь героев мы слышим, но ничего более слышать не удаётся — по подаче это напоминает телевизионные мелодрамы. Актёрская игра здесь тоже не безупречна, но... Но зачем это всё, если многое из сказанного можно опустить? К слову, многие из тех же актёров снимались впервые. Тот же звук записывался "на коленке", ввиду ограничений бюджета. Визуал уже проговорили. Да кому вообще нужны эти минусы? Погнали лучше к оценкам...
- Визуальный ряд: 0 баллов;
- Атмосфера: +1 балл;
- Музыкальное и звуковое сопровождение: +1 балл;
- Актёрская игра: +1 балл;
- Операторская работа и монтаж: +1 балл;
- Уникальность: +1 балл;
- Экспозиция: +1 балл;
- Завязка: +1 балл;
- Развязка: +1 балл;
- Общие аспекты: +1 балл.
Вердикт
Я очень завидую тем, кто ещё не смотрел данную картину. Серьёзно. У Вас есть возможность почерпнуть одну из главных комедий российского кинематографа. Есть возможность посмотреть на интересных персонажей и на то, как они размышляют на глобальные темы. Не мир спасают, конечно, но не менее важную человеческую душу. Может и Вашу они смогут спасти, кто его знает... Здесь явная рекомендация к просмотру. От нашего канала «Неадекватные люди» получают 9 баллов из 10 возможных.
Карта канала «Кинотаурус»
На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛