Найти в Дзене
Кинотаурус

«Неадекватные люди», или трагикомедия от Романа Каримова. Что посмотреть на новогодних каникулах?

Оглавление

Логичным вопросом будет — а кто такой Роман Каримов? Режиссёр из Уфы, подаривший нам очень неплохие комедии «Всё и сразу» и «Гуляй, Вася!». Да, они не были совершенными, но их нельзя было не полюбить. Всё-таки есть в них что-то, что присутствует только у Каримова — этакий его авторский почерк. И вот сегодня я предлагаю познакомиться с его первой картиной «Неадекватные люди», с которой и начали проявляться те самые почерк и видение режиссёра. И, кстати, это был один из самых мощных дебютов в истории русского кинематографа. Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!

Ингрид Олеринская и Илья Любимов. Кадр из фильма «Неадекватные люди»
Ингрид Олеринская и Илья Любимов. Кадр из фильма «Неадекватные люди»

Официальный синопсис

Тридцатилетний молодой человек Виталий, убегая от надоедливых проблем и душевного дискомфорта, бросает провинциальный городок Серпухов и переезжает в Москву, надеясь именно здесь найти гармонию с собственным «я». Но до состояния гармонии ему оказывается слишком далеко, ведь впоследствии возникает очень много вопросов, связанных с его новой соседкой Кристиной, которой также не очень везет в жизни и которая пытается «сделать» из него действительно крутого мэна, а также с начальницей, желающей затащить его в кровать. С каждым днем он все больше убеждается в неадекватности подобных людей, которые буквально сорвались с цепи. Но что, если проблема не только в них?

Трейлер

Автостопом по главному. Мелочи

Об этой картине можно говорить часами, сутками, а может и ещё больше. Поэтому я предлагаю вкратце пробежаться по тем её аспектам, которые впечатлили меня больше всего. И да, здесь стоит добавить, что у каждого своё видение и своё мнение — я лишь высказываю собственные эмоции и мысли и они могут кардинально отличаться от Ваших.

Итак, одним из главных пунктов для меня явились мелочи, на которых и выстраивается основной базис ленты. В мире «Неадекватных людей» каждая, даже самая сущая мелочь несёт очень важную миссию для сюжета. Нужны примеры? Ок, они будут.

Одним из таких примеров являются вафли. Ближе к середине повествования между главными героями (Ингрид Олеринская и Илья Любимов) случается диалог "по душам", в котором персонаж Ильи, он же Виталий, рассказывает героине Ингрид, она же Кристина, что в детстве очень любил вафли. Этот совершенно случайный разговор будет иметь весьма значимую роль для сюжета после. Удивительно, но именно вафли оказались здесь подобием чеховского ружья.

"Да и не только вафли!" — заметит пронзительный зритель. И это действительно так. Всё, что происходит в картине, отражается в последствии и на повествовании. Герой раздаёт кому-то визитки своего психолога? Ок, значит мы встретим этого персонажа на приёме у этого же мозгоправа. В фильме появляется дневник главной героини? Ок, значит он рано или поздно тоже стрельнёт подобно вафлям.

Именно таким образом и строится сюжет фильма. Из множества различных мелочей зритель получает отлично-собранную картину, к которой очень приятно возвращаться, ведь в ней всегда можно найти что-то новое и интересное, что ранее было скрыто от глаз. Например, диалог про обстановку в квартире, как оказалось, также несёт за собой приятное наблюдение. Зритель действительно может видеть хаос в обители Кристины. Но и это не всё — под конец картины мы можем наблюдать, как Виталий начинает разрушать всё вокруг, что также соответствует хаосу, а выливается всё это из диалога в начале ленты — данная деталь приметилась мне лишь при повторном просмотре. И сейчас я задаюсь мыслью, что ещё много чего запрятано в ленте. Что же, буду искать...

Илья Любимов. Кадр из фильма «Неадекватные люди»
Илья Любимов. Кадр из фильма «Неадекватные люди»

Автостопом по главному. Юмор

Не менее отличительной чертой картины являются шутки. Юмора, кстати, здесь хватает, несмотря на то, что основными жанрами ленты оказались драма и "мыльцо" — он не является туалетным, рвотным, пошлым или как его ещё там принято называть в русских комедиях.

Юмор тут весьма приятный и, если можно так выразиться, специфичный — к нему нужно привыкнуть. Да, очень важным моментом является именно уловить этот юмор. При первом просмотре можно добрую половину ленты не понимать, что вот здесь надо было посмеяться, а вот тут герои говорили не всерьёз. Подобная неловкость полностью исчезает при повторных просмотрах, поэтому ещё раз с гордостью заявлю — «Неадекватных людей» можно и нужно смотреть дважды, а то и большее количество раз. Благо привыкание к героям здесь есть, так сказать, появляется чувство эмпатии к ним, а посему вторая половина ленты не проходит без улыбки на лице.

И здесь же стоит отметить, что именно эмпатия и является ключевым аспектом юмора. Редко где встретишь мелодраму, которая вдобавок ко всему ещё и стреляет шутками налево-направо. «Неадекватные люди» — это одна из немногих картин, которой это удалось. Да, местами с перебоями, но всё же удалось.

Юмор удивил не только своим содержанием, но и подачей. К слову, в фильме вообще не присутствует экшен-юмора, то есть герои не кривляются и не пытаются изображать "отсталых". Весь смех же происходит из-за диалогов, в частности из-за показываемых отношений. Также смеху способствуют интересные и нетипичные архетипы героев. Начальница с садистскими наклонностями или же школьница-рокерша, влюбляющаяся в задрота — это далеко не новинки для киномира, но и не самые заезженные образы. И вот следить за их отношениями, за сюжетными перипетиями, в которых они участвуют — это превосходно. Такие прописанные персонажи очень и очень помогают юмору, а порой даже просто создают его на ровном месте.

Ингрид Олеринская. Кадр из фильма «Неадекватные люди»
Ингрид Олеринская. Кадр из фильма «Неадекватные люди»

Автостопом по главному. Вопросы

И, собственно, говоря про «Неадекватных людей» нельзя не отметить ещё одну важную штуку — пул вопросов, которые задаёт картина. Она не пытается ответить на все эти вопросы, но хотя бы к ним прибегает. Я считаю этот фильм показательным в плане того, как надо делать умную комедию. Почему? Да хотя бы потому, что фильм разговаривает и размышляет со зрителем на извечные людские проблемы.

«Неадекватные люди» без какой-либо фальши и пафоса умудряются охватить весьма большой список этих самых проблем. Чрезмерная забота родителей, смерть близкого человека, в чём заключается счастье, семейные ценности, наркотики, алкоголь — это лишь малая часть того, что имеется в картине, ведь перечислять здесь можно на десятки абзацев. Что действительно поражает, фильм умудряется ответить на часть из этих вопросов. Причём чаще всего ответ даётся не в явном виде, а через размышления героев или же через метафору в диалоге.

И здесь зритель может заметить, что диалоги в картине несут просто огромную ценность, если не самую главную. Они открывают двери и юмору, и цепочке мелочей, на которых строится сюжет, и даже умудряются создать драму. Если отбросить некоторые речи, то картину нельзя было бы назвать драмой или комедией, так что огромный респектище Роману Каримову за такой тщательно-собранный сценарий.

И в заключение мне хотелось бы добавить про комментаторов из всеми любимого интернета. Некоторые хаяли ленту за то, что в ней странноватый говор в диалогах. Мол, актёры будто не выспались и пытаются что-то из себя выдавить. На самом деле, подобный говор является той самой отдушиной картины, за которую её можно полюбить. Всё просто — такой стиль речи героев способствует принятию диалогов зрителями. Речи не выглядят пафосными, будто из книг 18-го века, а кажутся довольно простыми и жизненными. В них можно найти себя, разговаривающего с друзьями, либо встретить кого-то из знакомых. Определённо могу сказать, что хаять за подобное картину не стоит. Да, она не совершенна. В ленте есть минусы, касающиеся, например, того же звука, но за стиль диалогов ругаться точно не стоит.

Ингрид Олеринская и Полина Иосилевич. Кадр из фильма «Неадекватные люди»
Ингрид Олеринская и Полина Иосилевич. Кадр из фильма «Неадекватные люди»

Оценки

Подводя итог, могу сказать, что картина оказалась одной из лучших в ушедшем десятилетии. Но перед расстановкой оценок хочу кое-что добавить...

«Неадекватные люди» не снимались на огромный бюджет, поэтому здесь нет стоящего визуала. Также здесь есть существенные проблемы со звуком. Да, голоса и речь героев мы слышим, но ничего более слышать не удаётся — по подаче это напоминает телевизионные мелодрамы. Актёрская игра здесь тоже не безупречна, но... Но зачем это всё, если многое из сказанного можно опустить? К слову, многие из тех же актёров снимались впервые. Тот же звук записывался "на коленке", ввиду ограничений бюджета. Визуал уже проговорили. Да кому вообще нужны эти минусы? Погнали лучше к оценкам...

  • Визуальный ряд: 0 баллов;
  • Атмосфера: +1 балл;
  • Музыкальное и звуковое сопровождение: +1 балл;
  • Актёрская игра: +1 балл;
  • Операторская работа и монтаж: +1 балл;
  • Уникальность: +1 балл;
  • Экспозиция: +1 балл;
  • Завязка: +1 балл;
  • Развязка: +1 балл;
  • Общие аспекты: +1 балл.

Вердикт

Я очень завидую тем, кто ещё не смотрел данную картину. Серьёзно. У Вас есть возможность почерпнуть одну из главных комедий российского кинематографа. Есть возможность посмотреть на интересных персонажей и на то, как они размышляют на глобальные темы. Не мир спасают, конечно, но не менее важную человеческую душу. Может и Вашу они смогут спасти, кто его знает... Здесь явная рекомендация к просмотру. От нашего канала «Неадекватные люди» получают 9 баллов из 10 возможных.

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!

На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛